Скачать 36.65 Kb.
|
УДК: 152.3+155.93+158.6 Кернас А. В. аспирант Института психологии Южноукраинского национального педагогического университета им К.Д.Ушинского г. Одесса ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ КОМАНД КАК МАЛЫХ ГРУПП В настоящее время полноценное развитие личности невозможно без взаимодействия с обществом, осуществляемом через группу. Малая группа – это не только проводник влияния общества и больших групп на человека, это и та область его социальной защиты, в которой он имеет возможность осознанного выбора и самореализации себя в объединении людей, связанных общими интересами и целями. На основании проведенного анализа научной литературы мы можем сделать обобщающее заключение, согласно которому, несмотря на то, что единого мнения касательно определения верхней границы количества членов малой группы нет, считается, что она не должна превышать 30, максимум 40 человек. В этот диапазон минимальная численность малой группы – 2-3 человека – укладываются все спортивные команды. Также считаем необходимым отметить, что важным признаком малой группы является чувство сопричастности к ней у ее членов, особенно характерно это для коллективов. Именно коллектив является высшей формой зрелости малой группы. Тогда группа подчиняет свою деятельность высоким общественным идеалам. Высшими идеалами спортивного коллектива являются стремление к профессиональному росту и установлению новых спортивных рекордов как средства повышения престижа государства на международной арене и пропаганды здорового образа жизни. Таким образом, предлагаемая нами программа психологического сопровождения профессиональной деятельности в спортивных коллективах направлена на решение сугубо практических задач, связанных с повышением профессионализма и роста общего уровня спортивных достижений. Предлагаемая программа предназначена для проведения в спортивных коллективах, культивирующих различные виды единоборств и разработана нами с учетом специфических особенностей, присущих данному направлению спортивной деятельности. Программа рассчитана на два месяца и рекомендуется нами к применению в группах численностью от 10 человек. Исследования проводились в спортивных коллективах города Одессы, культивирующих различные виды единоборств. В исследовании приняло участие 62 человека в возрасте от 11 до 33 лет. Программа включает в себя комплекс следующих плановых мероприятий: 1 Этап. Проведение комплекса лекционных занятий с целью первичного ознакомления с насущными проблемами психологии и педагогики спорта. 2 Этап. Проведение в спортивных коллективах отобранных психодиагностических методик: методика оценки психической надежности спортсмена Мильмана, методика исследования оперативной оценки самочувствия, активности и настроения САН, методика диагностики предстартовых эмоциональных состояний спортсменов-единоборцев И.Г.Павловой, А.В.Кернаса, методика шкалы произошедших со спортсменом изменений в процессе спортивной тренировочно-подготовительной деятельности И.Г.Павловой, А.В.Кернаса, шкалы самооценок в баллах работоспособности и нервно-психической активности Никифорова. 3 Этап. С целью наблюдения за поведением спортсменов в условиях, максимально приближенных к реальным соревнованиям, было организовано проведение запланированных внутри каждого спортивного коллектива спортивных состязаний. При этом организационная часть, внешняя броскость и атрибутика были максимально приближены к обстановке соревнований высокого уровня. 4 Этап. В течение первого месяца нами систематически проводились групповые сеансы аутотренинга и нервно-мышечного расслабления. Также для самостоятельной работы в домашних условиях спортсменам были выданы методические указания в виде аудиозаписей дисков в стандарте МР-3 и напечатанных информационных листов. 5 Этап. Начиная со второго месяца нами проводилась работа, направленная на повышение психоэмоциональной устойчивости к стрессогенным ситуациям соревновательной деятельности и роста технического мастерства спортсменов-единоборцев. На данном этапе после достижения спортсменом релаксации и последующего перехода в дремотное состояние, ему по средствам применяемых методов: идеомоторной тренировки, сенсобилизации и варианта гипноидеомоторной тренировки «репортаж» было сделано внушение на переживание различных ситуаций, возникающих в ходе спортивного противостояния на соревнованиях. Для создания большей реалистичности воображаемой ситуации нами использовались аудиозаписи, создающие звуковой фон спортивных соревнований (музыкальное сопровождение выхода участников, оглашение анонсаром весовой категории, возраста и послужного списка участников, громкие аплодисменты и крики болельщиков, команды судьи, подсказки тренера и т.д.). При этом во всех созданных искусственным путем воображаемых ситуациях спортсмен выглядел наилучшим образом, демонстрируя отличную психологическую и физическую подготовку он проводит идеально выверенные технические действия, в результате которых одерживает яркую убедительную победу. На основании повторного проведения психодиагностических методик, отзывов тренеров и спортсменов, а также непосредственного наблюдения за ростом общего уровня спортивных достижений спортивного коллектива мы можем сделать выводы о практической пригодности предлагаемой программы. |
![]() | Беларуси, в 160 км от Минска, в непосредственной близости от курортного поселка Нарочь на берегу живописного озера Нарочь. Туристический... | ![]() | Основной целью мероприятий является обеспечение энергоэффективности системы теплоснабжения при достижении надежного энергообеспечения... |
![]() | Обслуживание блока бп02б-д1-24 при эксплуатации состоит из технического осмотра блока не реже одного раза в 6 месяцев и включает... | ![]() | Программа обучения включает в себя библейско-богословские и церковно-практические дисциплины |
![]() | Известно, что клеточный цикл включает в себя несколько следующих друг за другом превращений в клетке. На одном из этапов происходят... | ![]() | Завтрак, ланч и обед проходит в главном ресторане на доступной часть шведского стола. Доступная часть включает в себя салаты, 6 видов... |
![]() | Также программа включает образовательную часть, с помощью которой вы научитесь простыми и доступными способами поддерживать свой... | ![]() | Предлагается к продаже целостный имущественный комплекс Тернопольский завод фарфоровых изделий |
![]() | В связи с этим можно утверждать, что социальная гигиена это наука, изучающая общественное здоровье и факторы, его определяющие, а... | ![]() | Такие игровые комплексы позволяют надолго привлеч к себе внимание малышей и развивает у них пространственную ориентацию |