Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична




Скачать 136.65 Kb.
НазваниеГрановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична
Дата публикации26.02.2013
Размер136.65 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Туризм > Программа




Грановский Роман Борисович

директор детского лагеря «Полевой МДЦ «Артек

Кавизина Кдани Никитична

заместитель директора по воспитательной работе

детского лагеря «Полевой МДЦ «Артек
Метелица Мария Владимировна

методист детского лагеря «Полевой МДЦ «Артек

Глянь Олеся Викторовна

заместитель директора по воспитательной работе

детского лагеря «Полевой МДЦ «Артек












^ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ «ПОЛЕВОЙ»

«ТЕРРИТОРИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»
Концептуальные основы программы

Понятие личностного роста изначально было сформулировано в рамках гуманистической психологии и понимание его основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития его внутреннего потенциала [5; 8]. Под личностным ростом в психологии принято понимать чередование этапов развития человека от рождения до старости. При этом особое внимание уделяется этапам детства, отрочества, юности. Личностный рост – это качественные изменения личностного потенциала, которые позволяют успешно решать жизненные задачи и открывают богатую жизненную перспективу [3]. Развитие личности, личностный рост предполагает, что у человека появляется больше интересов, стимулов к полноценной жизни, жизнь приобретает смысловое наполнение, формируется умение анализировать, синтезировать события и явления жизни, появляется более глубокое понимание себя и других людей, формируется ответственность, эмпатия, милосердие, доброжелательность по отношению к миру, людям, самому себе.

Личностный рост не происходит быстро, это достаточно медленный и постепенный процесс, который не заканчивается на протяжении всей жизни. Важным требованием для личностного роста является не скорость, а «правильность», то есть рост в нужном направлении. Под нужным направлением мы понимаем развитие личности в направлении жизненно важных духовных ценностей, стремление к всестороннему развитию личности, самореализации своего потенциала, формирование позитивного отношения к самому себе и окружающим.

Исходя из этого цель педагогической программы лагеря - создание условий для всестороннего развития личности ребенка, самореализации ее потенциала, постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей, детской группы, общества в целом; формирования нравственных ценностей, духовного развития детей.

В процессе достижения поставленной цели мы решаем ряд следующих задач:

  • Создание условий для формирования стремления детей к самовыражению, личностному развитию, самореализации;

  • Создание условий для формирования навыков командного взаимодействия, умения сотрудничать, работать в группе;

  • Создание условий для формирования нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций; приобщение к духовным ценностям общества

  • Создание условий для выявления, развития и реализации творческих, спортивных, интеллектуальных, организаторских способностей детей;

  • Создание условий для развития навыков индивидуального и коллективного анализа жизни и деятельности, саморефлексии у детей.

^ Содержание деятельности

Педагогическая программа предполагает участие детей в насыщенной, содержательной деятельности, которая позволяет сделать мощный толчок в развитии ребенка, повлиять на его мировосприятие, понимание себя и других, заставляет задуматься о важном, высоком, вечном в этом мире. Смена разделена на определенные периоды – фестивали, на протяжении которых уделяется внимание развитию тех или иных сторон, качеств личности ребенка, позволяет их раскрывать и реализовывать.

Организационный период смены в лагере совпадает с ^ Фестивалем Открытий. Основная задача, которую решают педагоги-организаторы на протяжении этого фестиваля, – выявления способностей детей, удовлетворение потребности в новой информации, создание внутренней мотивации на активный отдых через участие детей в церемонии открытия смены, открытии СК «Олимпия», театрализованных презентациях отрядов, совместной коллективно-творческой деятельности, самых разных играх, отрядных делах. Столь разноплановая деятельность в первые дни смены позволяет выявить творческие, спортивные, организаторские способности детей, заинтересовать их, быстро включить в жизнедеятельность лагеря, адптировать к новому социокультурному пространству.

В основной период смены начинает работу ^ Территория личностного роста, целью которой является всестороннее именно развитие и реализация личности ребенка, формирование нравственных ценностей, духовности детей. День Творчества, День Туризма, День Знаний, День Талантов, День Игры, День Музыки позволяют задействовать ребят опять же в самых разных видах деятельности, содержательно выстроить программу дня, всего периода, уделить внимание конкретным способностям и задаткам детей. День Мира, День Дружбы, День Украины направлены, прежде всего, на формирование у детей нравственных ориентиров, развитие милосердия, доброты, уважительного отношения к окружающим, эмпатии, толерантности, чувства гордости за свое государство, этнической идентичности подростков. Воспитательные дела этого периода позволяют установить личные рекорды, достичь высот в самой разной деятельности. Особого внимания заслуживает то, что программы дней составляются таким образом, чтобы ребенок мог одновременно стать участником разных направлений деятельности, найти себя, установить рекорды как индивидуальные, так и совместно со своим отрядом.

Заключительный период смены совпадает с ^ Фестивалем Достижений, который предполагает подведение итогов смены, подведение результатов пребывания ребенка в лагере, отряде, анализ его личных достижений, изменений. Для более глубокого осознания личностных изменений, оценки роста временного детского объединения особую роль в течение смены мы отводим ежедневному подведению итогов дня, а также работе детского самоуправления.

Детское самоуправление – это форма организации жизнедеятельности лагеря, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения поставленных целей. В данном случае самоуправление рассматривается как форма сотворчества администрации, педагогов и детей лагеря. Приоритетом во взаимоотношениях участников детского самоуправления является демократический, свободный, стимулирующий тип взаимодействия.

Органом самоуправления лагеря является ^ Совет «Игроцентра», в состав которого входит по одному представителю – «советнику» - от отряда. «Советников» выбирают дети на организационных сборах в отрядах на Фестивале Открытий. Чаще всего «советник» - это самый активный, инициативный, творческий и ответственный ребенок в отряде.

Основные задачи Совета «Игроцентра»:

  • развитие навыков коллективной и управленческой деятельности;

  • формирование самостоятельности во взглядах;

  • формирование умения принимать решения и быть ответственными за принятые решения;

  • выработка правил и законов жизни лагеря;

  • включение каждого участника в коллективную и индивидуальную деятельность;

  • развитие лидерских качеств.

Совет «Игроцентра» действует в течение смены и собирается во главе с заместителем директора по воспитательной работе каждые три дня. Первый сбор происходит в конце Фестиваля Открытий, где «советники» знакомятся друг с другом, с программой лагеря, основными направлениями деятельности, определяют законы и правила жизнедеятельности лагеря по итогам первых трех дней смены, выбирают президента и заместителя президента Совета «Игроцентра», которые по сути является связующим звеном между взрослыми и детьми в лагере. Совет «Игроцентра» позволяет выстраивать конструктивную работу с отрядами через их же представителей, корректировать работу лагеря и программу смены в зависимости от потребностей, пожеланий и возможностей отдыхающих детей.

На дальнейших заседаниях представители детского самоуправления решают текущие вопросы, осуществляют обмен информацией, анализирует проведенные воспитательные дела, подводят итоги жизни каждого отряда и лагеря в целом, отслеживают коллективный рост отрядов, оценивают участие детей каждого отряда в воспитательных делах. Четкая, организованная, творческая деятельность «Совета «Игроцентра» дает возможность продуктивно реализовывать программу лагеря, проявлять каждому из участников смены инициативу и самостоятельность.

Педагогическая программа лагеря рассчитана на осознание каждым ребенком своей значимости, важности в обществе, осознание себя как индивидуальности. Поэтому детям оказывается помощь в определении их уровня социальной зрелости, потребности в развитии личностных качеств и способностей, активной жизненной позиции в свободном обществе, в умении быть ответственным за себя и за других.

Отслеживание личностного роста осуществляться через анализ продуктов деятельности, наблюдение и анализ вербальных форм общения и выражения стремления быть успешным.

Личностный рост участников программы отслеживается:

  • на итоговом сборе отряда (Фестиваль Достижений) коллективным обсуждением по итогам всей смены;

  • ежедневно на подведении итогов дня, с внесением пометок о позитивной оценке того или иного отличившегося ребенка в любом виде деятельности в «карту личностного роста», которая ведется отрядом (в нее вносятся имена детей, которые были самыми активными в течение дня);

  • путем присвоения отличительных знаков (отряд определяет сам – каких) по итогам дня, трех, пяти дней, а также через подсчет знаков в конце смены.

Важное значение при реализации программы уделяется коллективному росту временного детского объединения. Для отслеживания уровня отношений в отряде в течение смены проводится анкетирование детей, отслеживается процесс подготовки общелагерных дел отрядом-организатором, участие и эффективность отрядов в воспитательных делах, уровень вазимоотношений детей друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками. Для более четкого отслеживания уровня коллективного роста каждого отряда введена система получения «валюты» «Игроцентра» - «игриков».

Позиции отряда, продвижение в направлении коллективного роста отслеживает орган детского самоуправления – Совет «Игроцентра», а также педагогический коллектив лагеря. Совет «Игроцентра» на своих заседаниях обсуждает участие каждого отряда в реализации программы и определяет количество заработанных «игриков». В конце смены на последнем собрании Совета «Игроцентра» подсчитывается количество «игриков», заработанных каждым отрядом. Наибольшее количество «игриков» позволяет определить отряд-победитель в номинации «Лучший отряд смены».

Таким образом, данная программа помогает каждому ребенку раскрыть себя, реализовать способности в течение смены, отследить изменения личностного плана: установки, взгляды, стереотипы, определить ценностные ориентация, т. е. увидеть свой личностный рост; создает условия для развития умения выстраивать конструктивные взаимоотношения в коллективе и достигать успеха коллективно, не теряя при этом своей индивидуальности.

^ Ожидаемый результат

При эффективной работе по педагогической программе лагеря предполагаемые результаты могут быть:

  • приобретение детьми позитивного жизненного опыта, на основе идеалов Истины, Добра и Красоты, в духе свободы, личного достоинства и демократии, на принципах сотрудничества, взаимного уважения и доверия;

  • развитие социальной активности, творчества, самостоятельности взглядов, установки на принятие решений в условиях морального выбора и ответственности за собственное решение, стремления к самореализации;

  • развитие демократической культуры детей, гражданственности, ответственности, нравственности;

  • формированием потребности в духовном и физическом здоровье;

  • формирование позитивного самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса детей, осознание самоценности личности, своей роли в жизни окружающих людей, детской группы, общества в целом.

В ходе смены происходит осознание и осмысление ребенком понятия «личностный рост» как качественного изменения личности, происходит познание себя и накопление знаний о себе, знаний, которые являются содержательной частью представлений о себе и позволяют сделать существенный шаг в направлении саморазвития и самореализации личности подростка.

^ Оценка эффективности педагогической программы

Для оценки эффективности разработанной педагогической программы было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого делались диагностические замеры в первый и последний дни смены. В исследовании приняли участие 42 подростка в возрасте 14 – 16 лет, которые отдыхали в детском лагеря «Полевой». Исходя из цели педагогической программы, использовались следующие методы диагностики:

  • Методика диагностика самоотношения личности В.В. Столина и С.Р. Пантелеева [11];

  • Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [4];

  • Методика изучения самооценки личности С.А. Будасси [1];

  • Шкала оценки потребности в достижениях [1];

  • Методика изучения самооценки личности Т. Дембо - С. Рубинштейн [9];

  • Т-критерий Вилкоксона для выявления существенных сдвигов в уровне исследуемых признаков [7].

По результатам статистической обработки эмпирических данных по итогам смены были выявлены существенные различия в уровне развития аутосимпатии (при z = 2,58, при р = 0,009 ), самоинтереса (при z = 3,18, при р = 0,001 ), самопринятия (при z = 2,42, при р = 0,015 ), самообвинения (при z = 2,07, при р = 0,04 ) и самооценки (при z = 2,11, при р = 0,04), а также локуса контроля жизнь (при z = 2,79, при р = 0,005 ). Выявлена тенденция к изменению глобального самоотношения (при z = 1,82, при р = 0,07) и эмоциональной насыщенности жизни (при z = 1,66, при р = 0,09) (см. Приложения А, Б, В). То есть по результатам использования разработанной педагогической программы можно сделать вывод о том, что подростки начинают более положительно относиться к своей личности, доверять себе, у них постепенно начинает формироваться чувство «за» самого себя, они начинают воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Однако им еще не хватает более глубокого осознания духовных, нравственных ценностей общества, они еще живут сегодняшним днем, теми эмоциями и впечатлениями, которые получают «здесь и сейчас». Они еще не могут независимо принимать собственные решения, воплощать их в жизнь, да и саму свою жизнь контролировать, о чем свидетельствует снижение показателей по шкале «локус контроля жизнь». Заслуживает внимания также тот факт, что показатели по шкале «самоинтерес» после смены снижаются. Взаимоотношения в лагере, новая ситуация взаимодействия со сверстниками и взрослыми, постоянный коллективный анализ собственного поведения, поступков, самоанализ, непростой период подростничества приводят к тому, что завышенная оценка себя, своих способностей, своей личности в целом подвергаются объективной критике, в результате чего акцент с собственной личности смещается на коллективные ценности, самооценка становится более адекватной, но и самоинтерес автоматически снижается.

За период смены мы не можем кардинально повлиять на личность, для этого просто не достаточно времени, но вот создать условия, показать нужное направление для развития, иначе посмотреть на себя возможно. Возможно развернуть подростка к самому себе, повлиять на отношение к самому себе, показать, что он может быть интересен другим, важен и значим для других. Таким образом, разработанная педагогическая программа создает условия для всестороннего развития личности детей, позволяет реализовывать их потенциал, влиять на формирование позитивного самоотношения, жизненные цели и ориентиры.

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Детский отдых: опыт, реалии, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции /Под общей редакцией Ерохина С.В. – Ялта: МДЦ «Артек», 2006. – 38 с.

  3. Леви В. «Куда жить. Человек в цепях свободы.». – Изд-во «Торобаон», 2004. – 448 с.

  4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

  5. Маслоу А. Мотивация и личность. — М., 1998.

  6. Мурашова А. Розвиток виховного потенціалу закладу позашкільної освіти на прикладі Міжнародного дитячого центру «Артек» /Педагогічна палітра «Артеку». Інформаційно-методичний журнал. – 2009. - №1. – С.4 – 8.

  7. Наследов А.Д. Математические методы психологических исследований. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004 – 392 с.

  8. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. — М., 1994.

  9. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.М., 2004.

  10. Сборник информационно-методических материалов в помощь старшим педагогам лагерей /Под общей редакцией М.М. Сидоренко, С.В. Ерохина. – Ялта: МДЦ «Артек», 1999. – 73 с.

  11. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения.// Практикум по психодиагностике: Психодиагностические метриалы.М., 1988. – С.123 – 130.

  12. http/ru.wikipedia.org


Приложение А

Результаты ститистической обработки эмпирических данных подростков, которые провели смену в д/л «Полевой»

Wilcoxon Matched Pairs Test (поле.sta)

T Z p-level

^ ГЛОБАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ 245,0000 1,820036 ,068763

САМОУВАЖЕНИЕ 368,0000 ,036256 ,971079

АУТОСИМПАТИЯ 218,0000 2,580729 ,009864

ОЖИДАЕМОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТ ДРУГИХ 222,5000 1,515071 ,129764

^ САМОИНТЕРЕС 140,5000 3,183206 ,001458

САМОУВЕРЕННОСТЬ 360,0000 ,152274 ,878972

ОТНОШЕНИЕ ДРУГИХ 123,0000 3,589313 ,000332

САМОПРИНЯТИЕ 145,0000 2,421091 ,015480

САМОРУКОВОДСТВО 323,0000 ,688858 ,490918

^ САМООБВИНЕНИЕ 142,5000 2,067436 ,038701

САМОИНТЕРЕС 215,0000 1,170343 ,241872

САМОПОНИМАНИЕ 291,0000 ,659844 ,509359

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ 302,5000 ,204739 ,837777

ОРИЕНТАЦИЯ ЖИЗНИ 305,5000 ,693969 ,487707

^ ЦЕЛИ В ЖИЗНИ 236,5000 1,042887 ,297008

ПРОЦЕСС ЖИЗНИ 213,5000 1,662483 ,096426

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖИЗНИ 296,5000 ,303014 ,761881

ЛОКУС КОНТРОЛЯ Я 274,5000 ,107207 ,914625

ЛОКУС КОНТРОЛЯ ЖИЗНЬ 178,0000 2,791688 ,005246

^ САМООЦЕНКА 225,0000 2,114123 ,040458

Приложение Б

1 – глобальное самоотношение; 2 – самоуважение; 3 – аутосимпатия; 4 – ожидаемое отношение от других;

5 – самоинтерес; 6 – самоуверенность; 7 – отношение других; 8 – самопринятие;

9 – саморуководство; 10 – самообвинение; 11 – самоинтерес; 12 – самопонимание;

13 – мотивация достижения; 14 – ориентации жизни; 15 – цели в жизни;

16 – процесс жизни; 17 – результативность жизни; 18 – локус контроля я; 19 – локус контроля жизнь.

Приложение В

1 – показатели в начале смены; 2 – показатели самооценки в конце смены

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconОсобенности психологического консультирования детей
Мдц «Артек», практический психолог детского лагеря «Кипарисный» мдц «Артек», Украина

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconОсобенности психологического консультирования детей
Мдц «Артек», практический психолог детского лагеря «Кипарисный» мдц «Артек», Украина

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconПроблема соотношения традиций и инноваций
Заслуженный работник образования Украины, директор детского лагеря «Кипарисный» мдц «Артек»

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconПсиходрама как форма работы практического психолога с временным детским...
Двадцати лет практический психолог в Международном детском центре «Артек», является неотъемлемой частью педагогического коллектива...

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconПсиходрамма как форма работы практического психолога с временным...
И двадцати лет практический психолог в Международном детском центре «Артек» является неотъемлемой частью педагогического коллектива...

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconВиктор Янукович ознакомился с работой детского лагеря «Морской»
Директор мдц «Артек» Елена Поддубная рассказала Главе государства об организации отдыха детей в лагере распорядке дня, оздоровительных...

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconКравченко Юрий Николаевич Отличник образования Украины, директор...
Все эти годы неизменным остается содержание нашей деятельности – органичное сочетание обучения и воспитания подростков, для которых...

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична icon8 Мая Президент Украины Виктор Янукович посетил «Артек». Вместе с...
Льства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Темник, руководитель Государственного управления делами Андрей Кравец,...

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconПсихологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек»...
В этом году Психологическая служба Международного детского центра «Артек» празднует свое 20-тилетие

Грановский Роман Борисович директор детского лагеря Полевой мдц артек Кавизина Кдани Никитична iconДинамика творческой активности подростков с различным типом жизненного...
Одна из важнейших задач детского лагеря – создание благоприятной воспитательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<