Урок обобщения и систематизации знаний




Скачать 116.63 Kb.
НазваниеУрок обобщения и систематизации знаний
Дата публикации18.06.2014
Размер116.63 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Туризм > Урок


Управління освіти адміністрації Московського району

Харківської міської ради

Комунальний заклад

«Харківська спеціалізована школа І ступеня № 33

Харківської міської ради Харківської області»
Інтегрований урок за темою:

«Весёлый букварик. Путешествие по Харькову»
Розробила:

Ліннікова Лариса Вячеславівна,

вчитель початкових класів,

спеціаліст вищої категорії,

«вчитель-методист»

м. Харків

2014
Интегрированный урок (обучение грамоте,

природоведение, трудовое обучение)

Тема. Весёлый букварик. Путешествие по Харькову.

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках русского языка, учить применять полученные знания при выполнении заданий; совершенствовать навыки чтения и выразительности; развивать речь, память, внимание, конвергентное мышление, самостоятельность; расширять и обогащать словарный запас учащихся; воспитывать интерес к чтению, любовь к городу Харькову.

^ Оборудование урока: фотографии и иллюстрации с изображением г. Харькова, вырезанные из картона буквы, «маршрутные листы» для путешествия, цветная бумага, ножницы, клей.

^ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

І. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  • Беседа.

- Ребята, как называется наша страна?

- Как называется главный город нашей страны?

- Кто из вас был в Киеве?

- Что вам запомнилось в Киеве?

- Как называется город, в котором мы живём?

- Нравится ли вам наш город?

- Какие памятные места города Харькова вы знаете?

- Есть ли место в городе, где вам приятнее всего бывать и хочется вернуться снова и снова?

  • Работа с загадками.

- Отгадайте загадки:

Буквы-значки, как бойцы на парад, Тридцать три сестрички

В строгом порядке построены в ряд. Ростом невелички.

Каждый в условленном месте стоит, Если знаешь их секрет,

И называется всё…(алфавит). То на всё найдёшь ответ (буквы).

ІІІ. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему родному городу. Побываем во многих памятных и интересных местах. Увидим, как красив наш город, сколько в нём парков и садов, театров и музеев, и какие места для отдыха есть в нашем городе. Но путешествовать мы будем не просто так. Наш учебный год подходит к концу. Вы многому научились, многое узнали. Выучили все буквы, научились их писать. И сегодня мы будем повторять выученные буквы. Составим букварик города Харькова. Будем читать стихи, отгадывать загадки. А ещё повторим правила работы с бумагой, клеем, ножницами и увидим, как умеем ими пользоваться.

ІV. Мотивация учебной деятельности.

  • Стихи о Харькове (читают подготовленные дети).

Я люблю родной мой город Харьков Я люблю, когда в снегу он чистом

Сильный, как пожатие руки. И когда он в нежных зеленях.

Он лежит в кольце зелёном парков, Шелест шин, как будто шелест листьев

В голубых извилинах реки. На его широких площадях.

Он шумит густой аллеей парковой,

Площадями мне гудит в ответ!

…Может, есть места красивей Харькова,

Но порой мне кажется, что нет.

- Эти стихи написал харьковский поэт Михаил Кульчицкий. В каждой строчке чувствуется его любовь к Харькову.

  • Беседа.

- Ребята, скажите, а на чём можно путешествовать? (На самолёте, на поезде, на корабле, на автомобиле).

- А в пустыне вы на чём бы путешествовали? (На верблюде)

- А на Северном полюсе? (На оленях)

- А в Африке? (На слонах)

- Вот видите, как много средств передвижения вы назвали. Молодцы. Сегодня вы будете и водителями, и пассажирами, и пешеходами. И на партах у вас не просто тетради, а маршрутные листы, которые помогут вам в пути и проверят ваши знания.

  • ^ Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, могут ли буквы жить в городе? (варианты ответов)

- Сегодня вам предстоит ответить на этот вопрос.

- С каким настроением отправляетесь в путь? Нарисуйте личико.

^ V. Закрепление и осмысление знаний.

  • Подготовка к путешествию.

- Сейчас мы с вами сделаем руль (на партах лежат шаблоны из картона и цветной картон для ручного труда).

- Но мы ничего не сможем сделать, не повторив правила техники безопасности при работе с ножницами. Посмотрите в ваш маршрутный лист. Читаем и повторяем.

Правила работы с ножницами

  1. Не резать ножницами навесу.

  2. Не поворачиваться с открытыми ножницами к соседу по парте.

  3. Передавать ножницы закрытыми, кольцами вперёд.



  • Начало путешествия.

- Начнём мы путешествие с главных мест города Харькова, куда прилетают или приезжают гости нашего города. Отгадайте загадки.

В таком порту бывал мой друг,

Где вовсе нет воды вокруг.

Но в этот порт всё время шли

С людьми и грузом корабли.

- Это Аэропорт. Молодцы! В аэропорту приземляются и взлетают самолёты. Самолёты – это какой вид транспорта? (Воздушный). (На доске вывешивается фотография аэропорта.)

- Что можете сказать о первом звуке в слове аэропорт?

Ученик: А – гласный звук, обозначается буквой а, может быть ударным и безударным (подходит к доске и на фотографию аэропорта прикрепляет печатную букву А)

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

- Правильно, это поезд, а прибывает он на ^ Вокзал. А ещё в Харькове есть детская Железная дорога. Ей исполнилось 70 лет (на доске вывешивается фотография вокзала и детской железной дороги).

Ученик: В – согласный, звонкий, парный (к фотографии прикрепляется буква.)

Ученик: Ж – согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый.

- А теперь мы – пешеходы. Как называется дорога для пешеходов? (Тротуар)

- Сейчас мы заглянем в Ботанический сад – очень красивое место в Харькове. Здесь растут деревья, кусты и травы не только из нашей страны. А посмотрите, какие красивые цветы! Давайте попробуем вырезать такие же (вырезают по шаблону цветы из цветной бумаги, один любой цветок вырезают по собственному выбору). Отложите в сторону вырезанные цветы, они нам пригодятся в конце урока.

- Посмотрите в наш маршрутный лист и прочтите названия цветов: сначала односложных, затем 2-х, 3-х, 4-х сложных.


Мак ромашка колокольчик

василёк роза пион

гвоздика гладиолус клевер


- От чего зависит количество слогов в слове? Какое правило вы должны запомнить на всю жизнь? (Сколько в слове гласных – столько и слогов).

Ученик: Б – согласный, звонкий, парный.

- Какой звук парный звонкому Б? (П)

- Мы выходим на главную ^ Площадь нашего города – Площадь Свободы. По своим размерам наша площадь занимает 1 место в Европе.

- Вы бывали на этой площади?

- Какие события здесь происходят?

- Праздники, Парады и, конечно: И вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты,

А в них - то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными. (Праздничный салют)

- А какие ещё интересные места в городе начинаются на букву П? Вы знаете? (Планетарий, Парк им. Горького).

Ученик: П – согласный, глухой, парный.

- А рядом с площадью находятся Госпром и Университет. Университет – главный ВУЗ в стране, здесь учатся 12 тысяч студентов из многих стран мира.

Ученик: Г – согласный, звонкий, парный.

Ученик: У – гласный, может быть ударным и безударным (на доске - фотографии, дети прикрепляют к ним печатные буквы).

- С площади мы входим в Сад Шевченко – любимое место отдыха многих харьковчан. Здесь много достопримечательностей. Сад назван в честь выдающегося украинского поэта – Тараса Григорьевича Шевченко.

Ученик: С – согласный, глухой, парный.

Ученик: Ш – согласный, глухой, парный, всегда твёрдый.

- Вспомните, какой звук парный глухому С? (З)

- Правильно, и мы попадаем в Зоопарк. Харьковскому зоопарку в 2010 году исполнилось – 115 лет. Здесь живут животные с далёкого Севера (белые медведи), из жаркой Африки (слон, бегемот, крокодил, лев) и животные из наших лесов (медведь, волк, лиса).

Ученик: З – согласный, звонкий, парный.

- Давайте попробуем сделать из бумаги лисичку.

Эта поделка проста и незамысловата, но в конце - концов у вас получится интересное хитрое животное - лисица. Берем квадратный лист бумаги, лучше рыжего цвета, и начинаем!





1. Кладём ромб-квадрат окрашенной стороной от себя и намечаем складку по вертикальной диагонали;
2. Сгибаем снизу-вверх фигуру по центру;
3. Раздвигаем верхние слои бумаги и поочередно загибаем верхние углы к нижнему;

4. Загибаем справа -налево будущую лисичкину лапку и в то же время загибаем сверху - вниз уголок среднего слоя, который будет мордочкой;

5. Ну вот практически и всё. Осталось разгладить бумагу и нарисовать лисе глаза и нос.


- Как называется искусство складывания фигурок из бумаги? (Оригами). Родилось это искусство в Китае.

- Из зоопарка мы зайдём в Дельфинарий. Много малышей и взрослых побывали в этом месте. Представления с дельфинами радуют харьковчан и гостей нашего города.

Ученик: Д – согласный, звонкий, парный.

- Рядом с дельфинарием есть ещё одна достопримечательность – это ^ Каскад. 101 ступенька ведёт вниз из Сада Шевченко на улицу Клочковскую. Здесь находится Книжный рынок – «Райский уголок», где можно приобрести книгу на любой вкус.

Ученик: К – согласный, глухой, парный.

Ученик: Р – согласный, звонкий, непарный (прикрепляют печатные буквы к фотографиям).

- На главной улице нашего города – Сумской, находится Оперный театр.

Ученик: О - гласный, обозначается буквой о, может быть ударным и безударным.

- Вспомните какие спектакли мы здесь смотрели? («Щелкунчик», «Чипполино»)

- Что вы знаете о звуках, которыми начинаются названия спектаклей?

Ученик: Они согласные, глухие, непарные и всегда мягкие.

- Какие ещё вы знаете театры? (ТЮЗ, Кукольный театр)

- Какие спектакли мы смотрели в ТЮЗе? («Приключения Незнайки» Н. Носова)

- Сравните звуки, с которых начинаются слова Незнайка и Носов. Чем они отличаются? (Один звук – твёрдый, а другой - мягкий)

Ученик: Н – согласный, звонкий, непарный (дети прикрепляют печатные буквы к фотографиям ТЮЗа).

- А в центре Сада Шевченко находится:

Летом из меня водичка брызгами играет,

А зимой я засыпаю – вода замерзает.

- Да, это Фонтан. Он дарит посетителям сада прохладу и красоту, а в лучах солнца капельки воды переливаются всеми цветами радуги (на доске фотографии, дети прикрепляют печатные буквы к фотографиям).

Ученик: Ф – согласный, глухой, парный.

- Дети, а какое ещё слово, которое начинается с этой буквы, вам хорошо знакомо. Оно приходит к вам на каждом уроке? (Физкультминутка). Наверное, пришло время отдохнуть. Возьмите свои рули – мы водители.

- Как называется дорога для автомобилей? (Проезжая часть, мостовая) Мы на улице Сумской, будьте внимательны, обратите внимание на:

Он не так себе, не просто.

Он начальник перекрёстка.

Тут уж все машины разом

По его идут приказам (Светофор)

- Итак, взяли рули – поехали!

(Поют песенку на мотив «Тра-та-та, тра-та-та мы везём с собой кота»)

Мы едем, едем, едем по Харькову, друзья!

Красивые аллеи, высокие дома.

И театры, и музеи, зоопарк и галереи –

Всё это - радует меня.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля

Всё это - родина моя!

(Выполняют повороты, приседания, наклоны – имитируют движение автомобилей)

- По улице Сумской мы приехали в Лесопарк. Здесь любят отдыхать харьковчане семьями – гулять по аллеям парка, дышать свежим воздухом, слушать пение птиц, любоваться окружающей природой, играть на полянках. Давайте прочитаем и запомним, какие правила поведения в лесу надо знать.



Правила поведения в лесу

  1. Не кричать.

  2. Не рвать цветы.

  3. Не разорять птичьи гнёзда.

  4. Не ломать кусты и деревья.

  5. Не оставлять после себя мусор.

- В Лесопарке мы увидели много Елей. А под одной из них даже маленького Ёжика.

- Что вы можете сказать о буквах Е и Ё? Почему они дружат? (Согласные перед ними всегда мягкие, в начале слова и в начале слога они обозначают два звука).

- В лесопарке мы по аллее подходим к священному месту – Мемориалу. Это памятное место для всех жителей города Харькова. Во время войны на этом месте были расстреляны тысячи мирных жителей. Пять берёзок, которые посажены вдоль мраморной плиты символизируют о том, что здесь был расстрелян каждый пятый житель нашего города. Помните о людях, которые погибли во время войны, о солдатах, которые спасли мир от фашизма (на доске - фотографии).

Ученик: М – согласный, звонкий, непарный.

- Какие ещё вы знаете достопримечательности на букву М?

- Это Музеи. В Харькове их -14. И, конечно, отгадайте, что?

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй (Метро).

- Метро – это целый подземный город. Открылось метро в Харькове в 1975 году. Сейчас работают 29 станций. А на метро мы отправляемся дальше.

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведёт.

Мы своим глазам не верим:

Все стоят, она идёт. (Эскалатор)

- Это эскалатор – лестница-чудесница. Сейчас мы пассажиры Вспомните правила поведения в общественных местах.

Ученик: Э – гласный, обозначается буквой э.

- Возьмите из конверта геометрические фигуры и сконструируйте вагончики метро.

- На метро мы доехали до Цирка (звучит запись песни «Цирк, цирк, цирк» в исполнении О.Попова. Дети выполняют танцевальные движения).

- Вам нравится Цирк? Чем?

Ученик: Ц – согласный, глухой, непарный всегда твёрдый. Его друзья звуки Ж и Ш.

- Какое правило надо запомнить на всю жизнь? (Сочетания жи – ши - всегда пишу с и.)

- А мы возвращаемся в Школу.

VІ. Обобщение и систематизация знаний.

  • Беседа.

  • Понравилось ли вам наше путешествие?

  • Надо рассказать о нём всем ученикам нашей школы. Давайте устроим Ярмарку, на которой будут поделки и рисунки о нашем городе.

  • А теперь посмотрите на нашу доску с фотографиями и прикреплёнными к ним буквами. И ответьте на вопрос, который прозвучал в начале нашего урока: могут ли буквы жить в городе?

  • Оказываются – могут. Мы это сегодня доказали.

  • Какое же место для вас самое памятное в Харькове ? (Перечисляют.)

  • А ещё у каждого человека есть уголок, где ему особенно приятно бывать, куда он возвращается из далёких поездок – это его маленькая родина, место, где он родился и живёт – может быть, улица или дворик.

  • Вы хотите, чтобы это место было всегда зелёным от деревьев, ярким от цветов, тёплым от солнышка, весёлым от пения птиц?

  • Давайте сохраним красоту и неповторимость Харькова на нашем плакате. Приготовьте цветы, которые вы вырезали, добавьте солнышко, птичек, деревья и наклейте на плакат (под музыку дети выходят и по очереди приклеивают заготовки на лист ватмана)

  • Молодцы! Какой замечательный плакат у нас получился! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Любите свой город!

VІІ. Итог урока.

- Чему был посвящён наш урок?

- Что нового вы узнали?

- Что повторили на уроке?

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!

Дополнительный материал

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"
Открытый урок в 5 классе "Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний
Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, общих свойств...

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок систематизации и обобщению знаний. Цели урока
Урок по теме «Млекопитающие —наиболее высокоорганизованные позвоночные животные»

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации
Цель: Отработка и обговаривание навыков дискуссии в малой группе, усовершенствование умения ребят аргументировать свою мысль

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок по математики и физике
«Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации...

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: Урок повторения и обобщения по теме «Электрический ток в различных средах»
Показать практическую значимость знаний по данной теме в промышленности и технике

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения, систематизации и повторения по теме «Африка»
Ить класс методом жеребьёвки на 4-5 команд (в команде не более 5 чел.). Посовещавшись, команды должны выбрать капитана и название...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<