Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей)




Скачать 416.77 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей)
страница1/4
Дата публикации27.02.2013
Размер416.77 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4


МИHИCTEPCTBO OБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И CПОРТА УКРАИНЫ

Высшее учебное заведение

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ СТАНДАРТНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

(для студентов всех специальностей)

ДОНЕЦК 2012

МИHИCTEPCTBO OБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И CПОРТА УКРАИНЫ

Высшее учебное заведение

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ СТАНДАРТНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ

(для студентов всех специальностей)

Рассмотрено

на заседании кафедры физического

восптания и спорта

« » 2012 р. протокол №

Заведующий кафедры:

С. М. Швыдкый

Утверждено на заседании

научного совета

ДонНТУ протокол №

Донецк-ДонНТУ 2012

УДК

ББ

Методические рекомендации к применению стандартних тренировочных заданий для студентов всех специальностей дневной формы обучения /Сост.Т.Б.Серорез,Н.В.Косорукова. – Донецк: ДонНТУ, 2012. – 35с.

В работе показаны теоретические и практические аспекты значимости стандартних тренировочных заданий различной направленности со студентами с учетом нових подходов

Составители: Т.Б.Серорез ассистент кафедры

Н.В.Косорукова ассистент кафедры

Рецензенты: доцент каф. физ воспитания ДонНТУ А.В.Столяренко

доцент каф. физ. воспитания ДонНТУ Н. И. Фалькова

Донецк-ДонНТУ 2012

Введение


Методический материал для учебно-тренировочных групп представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности.

В целях более глубокого понимания исходного элемента структуры учебно-тренировочного процесса - тренировочного задания - в методических рекомендациях изложены основные положения, касающиеся обоснования и технологии использования стандартных тренировочных заданий в процессе физического воспитания студентов (на примере лёгкой атлетики) в условиях вуза.

Можно полагать, что отбор и классификация тренировочных заданий для решения конкретных задач, выполняемых в процессе физического воспитания студентов, позволит преподавателю:

  • Систематизировать здания различной направленности и создать свой каталог наиболее часто применяемых в занятии упражнений;

  • Упростить планирование, учёт и контроль тренировочной нагрузки;

  • Получать чёткую количественную и качественную характеристики проделанной учебно-тренировочной работы за определённый период;

  • Повысить надёжность управления учебно-тренировочным процессом.

Ориентация на создание тренировочных заданий, направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр привела к пересмотру традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного занятия.

В методических рекомендациях с учётом опыта и исследований украинских и зарубежных специалистов раскрывается суть использования стандартных тренировочных заданий в учебно-тренировочном процессе.


  1. Средства, методы, структура и построение учебно-тренировочных занятий

Данный раздел включает перечень основных средств, методов и режимов выполнения учебно-тренировочных занятий.

Прежде всего, следует рассмотреть основные положения, касающиеся структуры учебно-тренировочного процесса. Его целостность обеспечивается определенной структурой, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Структура учебно-тренировочного процесса имеет такие характеристики:

а) Определённое соотношение различных сторон подготовки (например, физической и технической);

б) Необходимое соотношение тренировочной нагрузки (например, объемы и интенсивности);

в) Целесообразность последовательности различных звеньев данного процесса (Л.П. Матвеев [8]).

Рассматривая учебный процесс студентов как целостную систему, следует выделить следующие структурные компоненты – относительно обособленные звенья учебно-тренировочного процесса:

  1. Тренировочные задания.

  2. Занятия и их части.



    1. Тренировочное задание – первый блок в структуре учебно-тренировочного процесса

В системе программно-методического обеспечения физического воспитания студентов тренировочные задания сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование как структурная единица учебно-тренировочного процесса. Сейчас можно говорить, что тренировочные задания являются исходным элементом структуры учебно-тренировочного занятия. Однако некоторые специалисты в области спорта понимают нагрузку и тренировочные задания как одно и то же. Необходимо охарактеризовать и раскрыть эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается, прежде всего, количественная мера воздействия физических упражнений. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т.д.), в упражнениях с отягощениями – по суммарному весу отягощений или числу подъёмов (штанги и т.д.). В последние годы ля суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов (то есть внутренней физиологической стороны нагрузки) используют непрерывную и достаточно частую регистрацию сердечных сокращений с помощью телеметрической системы и расчёт суммарных энергозатрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат в единицу времени.

М.А. Годик [6] классифицирует тренировочные нагрузки, учитывая следующие характеристики:

  • Специализированность, то есть меру сходства данного тренировочного задания с соревновательным упражнением;

  • Направленность, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитии того или иного двигательного качества;

  • Координационную сложность, влияющую на величину тренировочного эффекта;

  • Величину, определяющую степень воздействия упражнения на организм студента;

  • Необходимость учёта условий, в которых проходят тренировочные занятия (температура, наличие инвентаря и т.д.).

Необходимо попытаться ответить, почему исходной структурной единицей учебно-тренировочного занятия является не нагрузка, а тренировочное задание. На этот вопрос даёт ответ в своей работе В.П. Попов [12]. Он объясняет, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определённым образом организованны. А организованные определённым образом работа и отдых – это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму студента, а также имеющее конкретное педагогическое содержание и смысл. Основное же заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие – это как бы определённая последовательность тренировочных заданий.

Учитывая всё вышесказанное, можно дать следующее определение тренировочному заданию – это часть плана учебно-тренировочного занятия, состоящая из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определёнными педагогическими задачами тренировочного процесса [1].

Тренировочные задания рассматриваются как первичное звено в реализации целенаправленного и более чёткого управления учебно-тренировочным занятием, в котором есть важное условие – педагогическое и функциональное воздействие на студента в процессе выполнения этого задания.

Опыт многих ведущих украинских и зарубежных тренеров-преподавателей, работающих в различных видах спорта, показал, что основной организационной формой и элементом структуры учебно-тренировочного процесса является тренировочное задание. Как выяснилось, ряд тренеров-преподавателей имеет набор направленных заданий с тактикой использования их в учебно-тренировочном занятии. Однако в основном многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт. Причём большинство тренеров в поисках более эффективных тренировочных заданий значительно уменьшают свой каталог этих заданий.

При выборе тренировочных заданий и включении их в учебно-тренировочное занятие тренеры-преподаватели учитывают:

  • Средний уровень подготовленности групп;

  • Направленность воздействия (единство воспитания и обучения);

  • Оснащённость материальной базы.

При разработке классификации тренировочных заданий, исходя из физиологической направленности упражнения, они разделяются на следующие пять групп:

  1. Компенсирующие - очень умеренной интенсивности, используемые в основном в восстановительных целях;

  2. Основные – выполняемые в условиях устойчивого состояния;

  3. Повышенные (развивающие) – при значительном возрастании деятельности анаэробных источников энергообеспечения;

  4. Граничные – выполняемые в зоне уровня максимального потребления кислорода;

  5. Предельные – обусловливающие максимальные изменения в анаэробных процессах и предъявляющие предельно высокие требования к мобилизации всех резервов организма студента.

Построение учебно-тренировочного процесса на основе использования стандартных тренировочных занятий позволяет обеспечить:

- единообразие методики многоборной тренировки;

- дифференциацию и целенаправленное воздействие на организм студента для воспитания основных физических качеств;

- снижение монотонности с помощью метода вариантности упражнения;

- увеличения диапазона целесообразных вариаций основного двигательного действия;

- создания условий оптимального соотношения повторяемости и вариантности.

При создании каталога тренировочных заданий возникают определенные трудности. Первая из них связана с набором информации о тренировочной нагрузке, вторая – с её систематизацией.

В основе решения этих задач лежит классификациях их на группы по определённым признакам. Так, ряд специалистов в различных источниках указывают, что нагрузки по характеру их энергообеспечения в учебно-тренировочных занятиях целесообразно разделять на три вида: выполняемые в аэробном, смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Более детальное деление нагрузок по зонам интенсивности, по их мнению, нерационально.

Тренировочные задания условно классифицируются на четыре группы:

1 – обучающие;

2 – комплексы, развивающие физические качества;

3 – игры, развивающие физические качества;

4 – специальные, состоящие из средств беговой подготовки.

1.2. Урок по лёгкой атлетике – основная форма учебно-тренировочных занятий

Структура урока является важнейшим условием качественно реализации программы двигательной и спортивной подготовки студентов. Все элементы содержания урока – средства, методы, тренировочные задания и другие компоненты – составляют единое целое. Однако теория тренировочного урока является «целиной» в педагогической науке. Ещё недостаточно раскрыта в исследованиях структура тренировочного урока, динамика отдельных частей занятий. Поэтому сейчас открывается возможность подойти к проблеме урока с совершенно новых позиций, то есть на основе использования стандартных тренировочных заданий.

Если учитывать, что тренировочное задание является исходным элементом структуры занятия, то можно полагать, что эффективность учебно-тренировочного процесса в значительной степени зависит от выбора и построения наиболее оптимальных упражнений и тренировочных заданий, которые решали бы конкретные педагогические задачи.

Своеобразным «строительным» материалом для двух уровней структуры тренировочных заданий и урока являются упражнения. Для решения трёх основных задач учебно-тренировочного процесса (обучение, воспитание физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта) применяют различные упражнения, которые разделяют на четыре основные группы.

Первая группа – соревновательные упражнения, присущие данному виду лёгкой атлетики, и их варианты. Они являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований, в данном случае легкоатлетического спорта. Например, бег на короткие дистанции, прыжки в высоту с разбега, метание копья и т.д.

Вторая группа – общеразвивающие физические упражнения для всестороннего физического развития. По форме выполнения это наклоны, приседания и т.д. Эти упражнения могут выполняться с предметами (набивными мячами, палками, скакалками и т.д.)

Третья группа – подготовительные специальные (специфические) упражнения, предназначенные для обучения и развития физических волевых качеств. Они отобраны применительно к требованиям избранного вида лёгкой атлетики и должны быть сходными по форме и структуре с элементами этого вида. Данные упражнения подразделяют на подводящие и развивающие. Первые направлены главным образом на освоение формы, техники движений, вторые – на развитие функциональных возможностей (быстроты, силы, ловкости и т.д.) Подводящие упражнения необходимы для овладения техникой и совершенствования вида лёгкой атлетики. Развивающие упражнения предназначены для развития физических (двигательных) качеств.

К четвёртой группе относятся упражнения других видов спорта, а также тех видов лёгкой атлетики, в которых студент не специализируется. Например, ходьба на лыжах, плавание, баскетбол. Упражнения этой группы используются для разносторонней физической подготовленности.

Дополнительными тренировочными средствами являются технические средства и тренажеры, необходимые для общей и специальной подготовки студентов. Тренажеры, оборудованные устройствами контроля и управления – это новое средство, еще более специализированное, направленное на совершенствование спортивной подготовки.

Применение технических средств и тренажеров способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств, позволяет разнообразить учебно-тренировочный процесс.

Можно сказать, что упражнения «управляемы». Однако управлять средствами можно с применением методов выполнения упражнения.

Методы учебно-тренировочного занятия направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также на воспитание физических качеств студента. Они выбираются и определяются в соответствии с задачами и условиями: временем, местом, составом группы и другими обстоятельствами.

Можно выделить три группы методов:

  • методы обучения техники;

  • методы обучения тактике;

  • методы выполнения упражнения для развития физических качеств.

В учебно-тренировочном процессе со студентами используются следующие методы выполнения упражнений: равномерный, переменный, интервальный, повторный, круговой, контрольный и соревновательный.

Важнейшим компонентом учебно-тренировочного процесса является урок спортивной подготовки студентов.

Общие задачи учебно-тренировочных уроков можно разделить на три группы: общеобразовательные, воспитательные, оздоровительные.

Общеобразовательные задачи заключаются в обучении студентов общеразвивающим, специальным упражнением и технике различных видов легкой атлетики, в совершенствовании выполнения упражнений, в развитии умений и навыков применения изученных упражнений в соревновательной обстановке. К общеобразовательным задачам относится также получение студентом знаний о физической культуре и спорте, закономерностях спортивной тренировки, режиме дня, правильном выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи должны способствовать привитию дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности, чувства дружбы, самостоятельности и настойчивости.

Оздоровительные задачи решаются на каждом учебно-тренировочном занятии. Они заключаются в необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и целесообразности проведения занятий, как в залах, так и на открытом воздухе.

Частные задачи. В учебно-тренировочных занятиях эти задачи еще более детализируются. Их число в одном занятии обусловлено конечной целью учебно-воспитательного процесса, возможностями занимающихся освоить учебный материал и другие задания, временем, отведенным на занятие. В отдельном занятии целесообразно решать не более 2 -3 задач, на решение которых отводится основное время урока.

Занятия могут быть теоретическими и практическими. На теоретических занятиях студенты приобретают основные знания по теории и методике спортивной тренировке. Они проводятся в форме лекций, бесед и методических занятий по разбору техники выполнения отдельных видов легкой атлетики или методики тренировки и т.п.

На практических занятиях студенты развивают определенные физические качества, усваивают новый материал, повторяют ранее изученное. Для выполнения этих задач подбирается соответствующий учебный материал и методические приемы обучения и тренировки.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические рекомендации к самостоятельным занятиям по футболу (для...
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения специализации «Футбол», а также для студентов, занимающихся...

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания по выполнению заданий
Методическая разработка предназначена для студентов всех специальностей факультета второго высшего и дополнительного образования,...

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания для лабораторних работ по дисциплине “бжд”...
Для студентов всех специальностей/ Сост. Дзюндзюк Б. В., Березуцька Н. Л., Ларченко Л. В., Марченко Л. И., Пронюк Г. В.– Харьков:...

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания для подготовки студентов всех специальностей...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания (для самостоятельной работы студентов всех...
Психология здоровья. Настрои. Методические указания. (Для самостоятельной работы студентов всех специальностей). Сост. Клочко В....

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине
...

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания к курсовому проектированию для студентов всех...
Методические указания к курсовому проектированию (для студентов всех специальностей направления «Инженерная механика»). Области применения...

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодические указания к курсовому проектированию для студентов всех...
Методические указания к курсовому проектированию (для студентов всех специальностей направления «Инженерная механика»). Области применения...

Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) iconМетодическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<