Скачать 72.28 Kb.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК ( с украинским языком обучения) 7 КЛАСС ТЕМА УРОКА. Закрепление знаний учащихся о деепричастии, его лексическом и грамматическом значениях. ЦЕЛЬ УРОКА. Закрепить знания учащихся о деепричастии, деепричастном обороте; вырабатывать умения разграничивать основное и добавочное дей- ствие; конструктировать предложения с исполь- зованием деепричастий; расширять словарный за- пас учащихся; развивать творческое мышление; воспитывать бережное отношение к природе. ^ . Раздаточный материал для работы в парах, группах; репродукции картин И. Леветана, И. Шишкина; звукозапись цикла П.И. Чайковско- го « Времена года». ^ Урок обобщения и систематизации знаний и уме- ний. ХОД УРОКА Где только мысль ясна, там ясно изложенье, Там нужные слова придут без затрудненья. Н. Буало І. Чтение эпиграфа, работа с ним. - Как вы понимаете слова эпиграфа? - Я желаю вам, чтобы ясная мысль супутствовала на протяжении урока, успехов вам и хороших оценок. ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся.
Убегая, летая, приглядевшись, вернув, играя, шипя, сплетясь, грохоча, кипя, крутясь, ворча, сделав, бунтуя. Задания:
- Почему мы записали деепричастия? - О чем мы будем говорить на уроке? ІІІ. Постановка целей и задач урока.
- Что мы должны закрепить? - Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? ІУ. Обобщение, систематизация знаний и умений.
^ Деепричастие – часть речи? Форма глагола. Обозначает действие? Добавочное действие. Изменяется? Не изменяется. Имеет признаки причастия? Глагола и наречия. Признаки глагола - не изменяется? Вид, вопрос. Признаки наречия – число, падеж? Не изменяется.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Ученики по очереди выходят к доске и рисуют свою линию: значение, вопрос, вид , оборот, член предложения и т.п.
( каждая пара выбирает слово из словарного диктанта и дает ему полную характеристику).
другой – добавочное) Петь - … ( сидя) Читать - ... (лежа) Поворачивать - … ( не спеша) Показывать - … ( улыбаясь) Смотреть - … ( любуясь)
Ученик , получив от учителя мяч, образует от глагола деепричастие и определяет его вид. ^ Посетить посетив Прочитать прочитав Глядеть глядя Отправить отправив Улыбаются улыбаясь Смастерить смастерив Владеть владея Улыбнуться улыбнувшись Завидовать завидуя Прилететь прилетев Поворачивать показывать Выскочить выскочив
Записать предложение. Заменить деепричастием глагол, обозначающий добавочное действие. Солнце поднималось из-за леса и озаряло верхушки деревьев. ( Солнце поднималось из-за леса, озаряя верхушки деревьев.)
- Кто лучше всех умеет описать природу? ( поэты, писатели). 7. Работа в группах. ^ Один из глаголов замените деепричастием и запишите предложение. Рас- ставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор. Заря лениво обходила кругом, обсыпала ветки новым серебром. ( С. Есенин.) ^ Записать предложение, раскрывая скобки. Расставить знаки препинания. Синтаксический разбор предложения. Глаза птицы (не) мигая смотрели на вечернее солнце. ( М. Пришвин) ^ Заменить часть сложного предложения деепричастным оборотом. Рас- ставить знаки препинания. Синтаксический разбор предложения. Когда отдыхаешь на природе, позаботься о ее сохранении. ^ Определить предложение с деепричастным оборотом. Синтаксический разбор предложения. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь под метелью белой. А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам. ( С. Есенин) - Назвать авторов этих предложений. Какова роль деепричастий в описани- ях? 8.Работа над текстом. ^ С того времени, как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари , он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому , что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облачко в сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника - увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее. ( По В. Сухомлинскому) - Как связан человек с природой? - С чем сравнивает В. Сухомлинский красоту природы? - Продолжите предложение: Человек, оберегая природу,… …(.сохраняет себе жизнь) Учитель. Только человек по-настоящему может увидеть красоту природы, почувствовать ее, полюбоваться ею. Писатели создают шедевры при помощи слова, художники – при помощи красок . ( Ученики рассматривают репродукции картин И.Леветана, И. Шишкина.) А вот русский композитор П.И.Чайковский свое видение красоты природы передал звуками – создал прекрасное произведение « Времена года». А я вас хочу убедить в том, что,зная деепричастия, можно тоже создавать шедевры. Чтение стихотворения Р. Саути « Лодорский водоспад» ( перевод А.Шмульяна) Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь. Воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! 9. Творческая работа. Класс делим на группы. Те, кто родился зимой, – прозаики. Составить связной текст из 4-5 предложений, описав зимнее утро. Те, кто родился весной, – журналисты. Составить репортаж (4- 5 предложений) о спортивных соревнованиях, используя деепричастия : волнуясь, стремясь, меняясь, вырастая. Те, кто родился летом ,– поэты. Составить четверостишие: ----------------------наступает, ---------------------- летят. ----------------------- утопает, ----------------------- шумят. Те, кто родился осенью, - эрудиты. Из каждого слова словарного диктанта выписать вторую букву и прочитать выражение. (« Береги природу»). А помогут вам в творческом начинании музыкальные миниатюры из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. У. Рефлекция. Подведение итогов урока. 1. Оправдались ли ваши ожидания от урока? Чему научились на уроке? 2. Авторское кресло. Представьте себе, что вы учитель. Убедите учеников в том, что изучать деепричастие интересно и необходимо. 3.Игра « Банан». 1 вариант: 2 вариант: Зачеркнуть одиннадцать букв Зачеркнуть пять букв ЗОДАИКНРНЕАДПЦАИИИТЬЛИБЗНУАКНИВЯ ПМЯТОЬБЛОУДКЦЫВ ! ( Закрепили знания.) ( Молодцы!) - Вот вы и сами оценили себя. УІ. Домашнее задание. Девочкам - составить диалог, в котором поспорить о месте деепричастия среди частей речи. Мальчикам - записать 4 пословицы, в которых есть деепричастия. |
![]() | Цель: закрепление и обобщение знаний об имени прилагательном, расширение словарного запаса учащихся | ![]() | Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений |
![]() | Цель: расширить и закрепить представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова | ![]() | Расширение представлений и знаний учащихся о народной и композиторской музыке изображающей картины природы |
![]() | Тип урока: Урок изучения нового. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний | ![]() | Цель урока: закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них |
![]() | Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка” | ![]() | Цель : закреплять знания учащихся об изученных гласных звуках и буквах а, о, у, и |
![]() | Цели урока: создать условия для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств... | ![]() | Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении |