«Методика выделения существенных признаков»




Скачать 39.16 Kb.
Название«Методика выделения существенных признаков»
Дата публикации08.03.2013
Размер39.16 Kb.
ТипИнструкция
uchebilka.ru > Военное дело > Инструкция
«Методика выделения существенных признаков»


Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

^ Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

^ Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав
инструкцию, и решения их в этих случаях поверхностны, легкомысленны. Тогда следует
обратить внимание обследуемого на том, что он не усвоил инструкцию и повторить ее.
Некоторые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними решить 1-2 задачи. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь идет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических состояниях). В этих случаях больные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.

 

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

 

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

  Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

  Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в

Баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методика выделения существенных признаков» iconЛекция Разновидности и классификация сау
...

«Методика выделения существенных признаков» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Матричный индикатор 5 ( 7 = 35 ячеек. || |Множество признаков h = h0,h1, h35 || |Условие формирования строки символов и отображения...

«Методика выделения существенных признаков» iconМетодика проведения исследования клинического материала на наличие...
Дополнительные материалы и оборудование, требуемые для выделения (с указанием фирм-производителей / поставщиков)

«Методика выделения существенных признаков» iconВладимир зеленецкий, доктор юридических наук, профессор, заслуженный...
Совокупность именно таких существенных признаков (свойств, черт или сторон) как раз и образует в своем единстве природу уголовного...

«Методика выделения существенных признаков» icon6. Лекция: Оформление текста. Шрифт
Описаны основные возможности установки эффектов анимации (художественного оформления) текста. Показаны возможности выделения цветового...

«Методика выделения существенных признаков» iconТема: Методы выделения ядовитых веществ („лекарственных” ядов) из...
Цель: Овладеть методами (общими и частными) выделения из биологического материала (печени) “лекарственных” ядов

«Методика выделения существенных признаков» iconЛабораторная работа №5 Тема Операторы цикла языка С++. Работа с массивами языка С++
Механизм выделения динамической памяти при выполнении заданий использовать не обязательно. В противном случае можно воспользоваться...

«Методика выделения существенных признаков» iconМетоды выделения дискового пространства
Ключевой вопрос реализации способ связывания файлов с блоками диска. В ос используется несколько методов выделения файлу дискового...

«Методика выделения существенных признаков» iconАнализ текстуры ультразвуковых снимков с использованием признаков...
В работе разработан и описан подход к анализу текстуры ультразвуковых снимков внутренних органов человека на основе применения признаков...

«Методика выделения существенных признаков» icon1. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<