Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя»




Скачать 66.83 Kb.
НазваниеТема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя»
Дата публикации26.07.2013
Размер66.83 Kb.
ТипРассказ
uchebilka.ru > Военное дело > Рассказ
УРОК № ______ Дата ____________ Класс 7- А,Б,В
Тема: Внеклассное чтение № 7,8. Е.И. Носов. Рассказ «Живое пламя».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»,

  2. развивать речь учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление; умение предсказывать события в рассказе;

  3. формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

  4. Воспитывать у школьников чувство патриотизма.


Оборудование: компьютер, , распечатанные тексты рассказа Е.Носова «Живое пламя», карточки - синквейны, фото, высказывания, обращения к потомкам.
Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Готовность класса к уроку.

  2. Эмоциональное состояние.

ІІ. Актуализация опорних знаний

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Добрый день (1 слайд)

Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя».

^ IV. Постановка целей и задач урока

Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения, выражает своё отношение к истинным ценностям.

^ V. Работа над темой урока

(2 слайд)

2. Беседа с классом

Сейчас давайте поразмышляем:

  • Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? ( 4 слайд )

  • Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?

  • Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?(5 слайд)

- Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

^ 3. Слово учителя.

- Наш урок называется «Живое пламя» (6 слайд)

- Посмотрите внимательно на это название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?

- И сейчас мы на самом деле узнаем, о чём этот рассказ?

- Сейчас мы будем читать рассказ Евгения Носова «Живое пламя». (7слайд)

^ 4.Работа с биографией.

Сообщение учащегося о писателе.

Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. (8слайд)

Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.( 9 слайд)

- Читать мы будем, с остановками, ваши тексты уже разделены на части, будьте внимательны, пожалуйста, не забегайте вперёд, работаем.
^ 5.Работа с текстом рассказа

Чтение 1 части

(10слайд)

  • Почему тётя Оля не любила сеять маки?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?


Чтение 2 части (11 слайд)

(12слайд)

  • Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?

  • Каким вы себе представляете Алексея?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?


Чтение 3 части (13 слайд)

(14 слайд)

  • Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?


Чтение 4 части (15 слайд)

(16 слайд)

  • Найдите слова, которыми автор описывает маки.

  • Как называется этот приём в литературоведении?

  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?



Чтение 5 части

  • Сколько дней цвели маки? (17 слайд)

  • Как вы понимаете слова тёти Оли:

- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Чтение 6 части (18 слайд)

  • Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? (напоминали о короткой, но яркой жизни сына) (18 слайд)


^ 6.Сообщение учащегося о маках:

Красный мак – символ Памяти.

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

^ 7. Слово учителя.

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1941гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,

посмотрите отрывок из него ( аудиозапись 19 слайд)
(20 слайд)

  • Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?

  • Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?

  • Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?

  • Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?

  • Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?


^ 8. Минутка отдыха.

Раскрасить мак

21 слайд

  • Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?

  • Какова же главная мысль рассказа Носова? (22 слайд)


Слово учителя.

Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.
(23 слайд)

Мы огненное поднимаем Знамя

Ни Ты, ни Он не будет побежден

В любом из нас горит живое Пламя.

В любом из нас есть маленький Дракон!
Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.

И память о подвиге нашего народа священна.
- О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

^ 9. Работа в парах.

Заполнить синквейн
(24 слайд)

У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!

Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.

^ 10. Работа в мини-группах

А сейчас прошу вас написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОв и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам. (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»


^ VI. Рефлексия(26 слайд)

Все в твоих руках”

- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках...

- Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.

Большой – для меня было важным и интересным на уроке…

Указательный – я после урока поняла…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….

^ Мизинец – я ещё хочу узнать…
- Оценивание
VII.Домашнее задание(27 слайд)

  1. Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

(28 слайд)

Заключительное слово учителя.

Прошло года, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconВнеклассное чтение. Зимние забавы. Н. Носов “На горке”, 2 класс Кошевая...
Цель: расширить знания детей о зимних играх; вырабатывать технику чтения, продолжить работу над загадками; обогащать словарный запас;...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconУрока: внеклассное чтение. Цель урока
Актуальность: высмеивание человеческих пороков, отрицательных черт характера в литературных произведениях – тема, актуальная во все...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconУрок литератур ы в 6 классе Тема: Внеклассное чтение. «Веселое лукавство ума». Басни
Цель: систематизировать знания учащихся о басне; развивать творческие и актерские способности; развивать потребности в чтении; активизировать...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconУрок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями развития современной японской литературы и причинами выхода ее за рамки национальной, раскрыть...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconТема: 20. Топографические карты и чтение их
План (последовательность) изучения темы тема: 20. Топографические карты и чтение их

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconМатеринское благословение
В один из холодных вечеров, когда солнце уже садилось, и ветки деревьев бились о стекла окон, и пламя горевшей свечи угасало, мне...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconУрок чтения в 3 классе тема: Дружба, товарищество, взаимовыручка....
У вас лежат карточки с планом рассказа по частям. Вы попробуйте предположить порядок частей рассказа. А, прослушав рассказ, узнаем...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconРассказ любой истории из жизни Сказка-экспромт Самый радостный день...
Написать и прочесть историю, в которой обязательно присутствовали бы какие-нибудь не связанные между собой 5 слов (например: водка,...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconРассказ характеристика героя
Чтение художественных произведений вызывает у читателя желание задуматься над мотивами поступков героев. У читающего человека вырабатывается...

Тема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя» iconУрок внеклассного чтения Тема. Путь к поступку
Оборудование: произведение Е. И. Носов «Белый гусь», иллюстрации по теме урока, энциклопедическая статья «Гуси»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<