Средних веков




Скачать 124.95 Kb.
НазваниеСредних веков
Дата публикации03.10.2013
Размер124.95 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Военное дело > Документы
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И

СРЕДНИХ ВЕКОВ
Н.В. Харченко (Одесса)

Борьба за выживание и ВООРУЖЁННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ

в ЭПОХу ПАЛЕОЛИТА
Конфликты появились с первыми человеческими обществами и долгое время не были объектом научных исследований. Со временем менялись условия жизни, менялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и духовные последствия. Одним из проявлений конфликта есть война.

История человечества неразрывно связана с ведением различных войн, вооруженных конфликтов локального и глобального масштаба. Захват новых территорий для расширения площади своего государства, защита своих земель от вторжения разных захватчиков нуждались в очень серьезной военной подготовке. О воинах, которые погибли в борьбе за свою родину, за честь и жизнь своей семьи, о легендарном оружии, которое давало возможность одержать победу над врагом, составляли саги, поздние очерки и легенды.

Целью данной статьи является ознакомление и освещение различных причин конфликтов между людьми и их особенности в обществах охотников и собирателей.

Определимся с понятиями. Конфликт – сложное социально-психологическое явление, выражающееся в столкновении противоположных целей, интересов и позиций1.

Конфликты возникают только во время социальных взаимодействий. Сущность этого явления не столько в противоречии, столкновении интересов, сколько в методах решения этих противоречий2.

Всевозможные проблемы в отношениях бывают везде и повсюду, но лишь незначительная их часть решается путем конфликтов. Таким образом, конфликт – наиболее острый способ решения ключевых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия3.

К основным видам социальных конфликтов относятся: частные, между крупными социальными группами, международные и межгосударственные. Исследование социальных конфликтов может разоблачить основные причины конфликтных взаимоотношений. Социальные конфликты тесно связаны с внутренними личностными противоречиями - это психическое состояние, которое тяжело переносится по причине длительной борьбы мотивов, ценностей, что усложняет принятие решения. Социальный конфликт, как и любое сложное явление общественной жизни, связан с теми структурами, в которых он происходит, и можно говорить о том, что это вполне нормальное явление4.
Основа социальных конфликтов – конкретные противоречия враждующих сил. То, что конфликты в обществе – обычное дело, подтверждает их постоянный характер. Он не исчезает, получив любое решение, а только переходит в другое состояние, в другую форму. Всякая развязка социального конфликта – необходимое условие для возникновения следующей вспышки5.

Постоянное присутствие конфликтов в жизни общества дополняется их обобщением. В жизни нет такой составляющей – экономики, политики и прочего, – где не было бы конфликтов. Они имеют постоянный характер6.

В социальной структуре любого типа всегда есть повод для конфликтной ситуации, поскольку здесь время от времени возникает конкуренция отдельных индивидов по поводу дефицита ресурсов, позиций престижа, или отношения власти. Вместе с тем, социальные структуры отличаются друг от друга способами выражения и уровнем терпимости в отношении конфликтных ситуаций7.

Борьба – повседневный природный процесс, способы этой борьбы, как и оружие наступательное и оборонительное, настолько высокоразвиты, что, без сомнения, необходимо заняться этим вопросом8.

Формула Дарвина «борьба за существование» превратилась в модное выражение, которым часто злоупотребляют и ошибочно относят к борьбе между различными видами. На самом деле, та борьба, о которой говорил Дарвин, это, в первую очередь, конкуренция между близкими родственниками. Функционирование, сохранения вида более понятное при любых межвидовых столкновениях, нежели в случаях внутривидовой борьбы9.

Есть очень веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной угрозой, которая опасна для человечества в современных условиях культурно-исторического и технического развития. Фактически является доказанным факт, указывающий на то, что для выживания древних коллективов, ключевым в экономическом значении было увеличение их численности. В условиях ограниченных размеров ниш проживания, первобытных орудий производства, с очень ранних исторических периодов обособленные сообщества противостояли друг другу. Можно сказать о том, что сама история человечества начиналась как конфликтная среда, где прекращение конфликта имело решающее значение в необходимости сосуществования10.

Тот факт, что до брачного возраста доживало только 40-60% мужчин, а заниматься работой член сообщества начинал с 5-6 лет, указывает на степень первоначальной патриархальной эксплуатации. Жизненный век в таких сообществах был крайне низким. Для эффективной организации совместного первоначального производства необходимо было иметь как можно больше молодых мужчин, которые не имели собственной семьи. Поэтому в эпоху позднего первобытного общества многим коллективам были присущи половые диспропорции состава населения, преимущественно в сторону его маскулинизации. Этнос начинает противостоять себе. Конфликтная ситуация должна была выйти за пределы рода-племени-этноса. Историческое решение противоречия возможно было только с появлением классовой эксплуатации и овладения пленными11.

Таким образом, ранняя классовая эксплуатация и эксплуатация иноплеменников была более прогрессивной, чем эксплуатация по половому и возрастному признаку, она позволила сохранить человеческий род. Разность уровней развития племен, возможность покорения сильным слабого составляла основу исторического противоречия племенной экономики. В течении тысячелетий такой способ решения конфликтов становится нормой развития12.

Противостояние древнейших этносов – это основа нравственного развития, в результате которого рождались новые качества, шел процесс дальнейшего этногенеза. Состояние этнического противостояния – нормальное, единственно возможное состояние развития этносов.

Неоднократно те исследователи, которые имели возможность ближе ознакомиться с духовной жизнью охотничьих племен близкого нам времени, обращали внимание на тот факт, что многие из первоначальных групп населения не имеют представления о естественной смерти. Понятна смерть для них тогда, когда речь идет о гибели во время охоты, от ранений и в результате несчастных случаев. Факт смерти без повреждения тела рассматривается как колдовство, т.е. действия враждебного настроения людей или духов13.

Такого рода представления имеют глубинные корни в истории прошлого человеческого общества и рождаются из отношения к смерти как к факту, который не осознается первобытным сознанием, если смерть не имеет видимых причин. На этом основании должны будут расти те взгляды, которые привели мустьерского человека к известным формам заботы об умершем14.

В отношении подобных находок, сделанных в Европе, существует точка зрения, что мустьерцы специально прятали часть умерших на поверхности почвы или в подготовленных для этого могилах. Считалось, что они иногда пользовались для этого каменными плитами, которыми защищалось тело умершего. Вблизи большинства скелетов находят изделия из кремня, которые вероятно, следует трактовать как сопровождающие умершего дары15.

К таким взглядам близки также те авторы, которые считают, что в мустьерских пещерах находки черепов и костей в особых помещениях указывают на зарождение некоторых культовых представлений.

При переходе от ашельской к мустьерской эпохе произошли изменения не только в физическом состоянии человека, но и в технике, хозяйстве и в общем образе жизни. Приобрела более высокий уровень развития техника обработки камня16.

Значительная часть мустьерских орудий – это разновидности скребков, рубил, но многие зубчатые орудия стоят особняком. Важное место в мустьерской технике занимали маленькие двусторонние рубила разных форм – бифасы, сделанные из отщепов, кусков и плиток камни. Некоторые могли иметь то же значение, что и скребки, другие могли быть ударным орудием17.

Функции каменных орудий можно установить с помощью изучения их форм, способа обработки, характера рабочего лезвия и др. Мустьерские орудия обрабатывали с помощью отбойника, округлого или удлиненного куска камня. При нанесении ретуши применялись ретушерские доли камня или кости, которыми давили или ударяли по краю поверхности18.

Человечество мустьерской эпохи могло использовать для раскалывания камней также и огонь. Бесспорно, существовала обработка дерева, хотя следы ее замечают очень редко. Один из скелетов, найденных в пещере Мугарет-эс-Схул в Палестине, принадлежал мужчине 60 лет, на котором обнаружены следы глубокого ранения бедра. Отпечаток внутренней поверхности ранения позволил судить об оружии, которое пробило кость. Это было деревянное, опаленное огнем копье. Оно вошло в человеческую кость на 5 см и не было извлечено из раны. Его бросили с большой силой в человека, сидевшего или лежащего на боку с подогнутыми ногами. Оглушенный, обездвиженный, этот человек уже не мог уже встать на ноги. Жертву добили сильным ударом в голову, о чем свидетельствуют характерные повреждения черепа. Можно считать, что неандертальцы пользовались также деревянными дубинами, палками, рогатинами, копьями19.

Первоначальное охотничье хозяйство приобрело в мустьерскую эпоху более высокий уровень развития. Это связано с улучшением техники производства, освоением огня, изменением физического типа человека и изменением общественных отношений, развитием и усложнением форм коллективного труда. Показателем прогресса охотничьего хозяйства можно считать найденные в большом количестве во многих городах большие скопления костей животных, убитых во время охоты – мамонтов, пещерных медведей, бизонов и др. Мамонт был одним из основных объектов охоты неандертальцев20.

Следует заметить резкий контраст между примитивным охотничьим оружием и большими размерами мамонтов. Деревянное копье, брошенное с близкого расстояния, не могло пробить кожу животного. Охота на мамонта была удачной в том случае, если она проводилось коллективно, группой людей. Охотники нападали на одиноких животных и гнали их к крутым обрывам, с которых животные падали и разбивались21.

Характерным объектом охоты был пещерный медведь. Он был вдвое больше современного бурого. Во время охоты люди могли бросать на них сверху камни или использовать рогатины и дубины. Раскопки пещеры Покал вблизи Триеста (Италия) обнаружили медвежий череп с острым наконечником, который был воткнут в него. Возможно, это орудие из кремня, выполнявшее функцию наконечника боевого топора22.

Во время охоты на зубров, северных оленей и диких лошадей большую роль играло охотничье оружие. Восстановить обстоятельства охоты позволяют некоторые находки. Во время раскопок стоянки Ла-Кина во Франции найдено несколько костей, из которых были выделены остатки кремня. Очевидно, эти остатки принадлежали частям копий и попали в кости животных во время охоты. Так, можно предположить, что неандертальцы пользовались копьями и пиками с насадками из кремня23.

Еще одно оружие – бола – длинный ремень с камнями, связанными между собой. О существовании этого оружия свидетельствуют находки на некоторых мустьерских стоянках в виде кусков камня в форме шара. Иногда их находят в том положении, в котором они должны быть привязанными к ремням24.

Все это оружие было еще очень простым. Оно было эффективно только во время охоты облавой с участием большого количества людей25.

Некоторые группы вынуждены были прибегать к каннибализму. Этот вопрос живо обсуждается в археологической и антропологической литературе. Так, находки в пещере Крапина (Хорватия), сделанные Д. Горяновичем, что заключались в значительном количестве раздробленных и перемешанных с костями животных костей неандертальцев, являются достаточно весомым свидетельством людоедства. Аналогичные находки обнаружены еще в нескольких мустьерских пещерах.

Следует рассказать подробнее о находках в пещере Крапина и Эль-сидрон. Грот Крапина находится в северной Хорватии, в скалистой местности между Дравой и Саввой, в долине ручья Крапиницы на 25 метров выше его современного ложа. Во времена плейстоцена он протекал значительно выше и подтапливал склоны долины, сложенные из песчаника. Это вполне объясняет происхождение грота, который имеет характер невысокой линии в стене песчаника, дно этой ниши были покрыты отложениями летнего происхождения. В дальнейшем ниша заполнялась обломками и продуктами распада горной породы26.

Раскопки проводились здесь Горяновичем в 1899-1905 гг. Он обнаружил восемь «культурных слоев». Исследования проводились без разделения этих слоев и без изучения каждого из них отдельно27.

Остатки фауны напоминают типичный лесной мир животных вместе с носорогом Мерка, что можно рассматривать как доказательство дорисского времени стоянки. Особенность Крапины, как и пещеры Чжоу-Коу-Дянь под Пекином, составляют находки многочисленных человеческих костей, которые находятся здесь в тех условиях, что и кости животных, также расколотых для получения мозга, иногда обоженных28.

Бесспорным доказательством того, что человек был добычей, являются, по свидетельству Горяновича, не только расколотые трубочные кости, но и следы сильных ударов в черепных костях. Это обстоятельство трудно объяснить иначе, чем предположить, что первобытные жители Крапин были канибалами29.

Общий счет количества человеческих костей в находках Крапин достигло 21, и, насколько можно судить по оставшимся костям, они принадлежат к неандертальскому типу – от очень примитивных к более развитым. Также ярким примером каннибализма можно считать находки в небольшой камере пещеры горы Монте-Чирчео, расположенной на тирренском побережье Помптинских гор. Там на полу вдоль стен были свалены в кучу кости оленя, слона и льва, а под человеческим черепом лежали две сломанные кости быка и оленя30.

Череп имел характерные признаки нанесения тяжелых ударов, а его отверстие, которое соединяет головной мозг со спинным, было после смерти того человека значительно расширено, очевидно, для того, чтобы иметь возможность извлечь головной мозг31.

Раскопки пещере Эль-Сидрон проводят с 2000 года. За это время здесь нашли остатки 12 неандертальцев и около 200 мустьерских орудий. Возраст находок – примерно 49000 лет. Все 12 человек, очевидно, были съедены другими неандертальцами. Кости расцарапаны каменными орудиями и расколоты для извлечения мозга32.

Группа состояла из трех взрослых мужчин, трех взрослых женщин, трех подростков и трех людей, пол которых установить не удалось. Археологи практически не сомневаются, что все они были членами одной социальной группы, а также предполагают, что это и есть вся группа в полном составе. Хотя достоверно доказать это невозможно – кто-то мог спастись от людоедов33.

Испанские антропологи смогли получить митохондриальную ДНК из костей всех двенадцати жертв каннибалов. Результаты исследований указывают на то, что все эти неандертальцы были членами одной семейной группы, связаны тесной семейной связью34.

Каннибализм в форме обычая мог долго существовать, потому что в культурной жизни всегда сохраняется уважение к старости, независимо от практических потребностей, в настоящее время это знак уважения к старинному способу спасения племени. Затем акт каннибализма переосмысливается как явление, данное духом и Богом как присутствующими за одной трапезой с людьми. Следующие этапы убийства жертв – это пленные, дети, подростки – без поедания их жрецами, переход от сварки в котлах до частичного или полного сжигания и с заменой людей-жертв животными, растениями; однако – сохранение обычая убийства преступников, пленных и рабов35.

На примере некоторых моментов жизни и культуры неандертальского общества можно проследить то, как люди мустьерской эпохи жили в условиях очень сурового климата и это порождало существенную ограниченность продуктов питания; и, как следствие, они очень часто могли находиться в состоянии голода. Это, в свою очередь, давало повод для вооруженных противостояний, объектом спора в которых были пищевые ресурсы. Много археологических находок свидетельствуют о том, что неандертальцы использовали орудия труда, оружие не только во время охоты. Находки в пещерах Крапина, Эль-Садрону и Монте-Чирчео указывают на то, что люди убивали друг друга. Каннибализм, который был очень распространен в эту эпоху – это следствие вооруженной агрессии по отношению одного человека к другому.
ПРИМЕЧАНИЯ:

1Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1971. – С. 16.

2 Там же. – С. 16.

3 Там же. – С. 17.

4 Там же. – С. 18.

5 Там же. – С. 18.

6 Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов, 1992. – С. 69.

7 Там же. – С. 71.

8 Там же. – С. 72.

9 Там же. – С. 72.

10 Полякова Н.Л. Социальный конфликт. Современные исследования. – М., 1991. – С. 23.

11 Там же. – С. 24.

12 Там же. – С. 75.

13 Ефименко П.П. Первобытное общество. – Киев, 1953. – С. 253.

14 Там же. – С. 256.

15 Бужилова А. П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита // http://macroevolution.narod.ru/antropol1.htm

16 Human Characteristics: Tools & Foods. New Tools, New Foods // http://humanorigins.si.edu/
human-characteristics/tools-food


17 Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человека. – Л., 1979. – С. 108.

18 Там же. – С. 208.

19 Там же. – С. 109.

20 Черныш А.П. Остатки жилища мустьерского времени на Днестре // Советская археология. – 1960. – № 1. – С. 4.

21 Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человека. – Л., 1979. – С. 108.

22 Там же. – С. 115.

23 Там же. – С. 118.

24 Там же. – С. 118.

25 Там же. – С. 122.

26 Ванд Л., Муратова А. Из запасных и любимых мыслей // http://www.prakultura.ru/
lib/vand_muratova_iz _zapasnix. htm

27 Там же.

28 Ефименко П.П. Указ. соч. – С. 253.

29 Череп из грота Крапина. Материалы археологических исследований // http://www.goldentime.ru/hrs_catalog_homo_1.htm

30Культ черепов из Монте Чирчео – http://www. prakultura.ru /lib/ kult_monte_chircheo. htm

31 Там же.

32 Неандертальцы из пещеры Эль-Сидрои – http://historylib.ru/media/prahistori/557355678.html

33 Там же.

34 Genetic evidence for patrilocal mating behavior among Neandertal groups // http://www.pnas.
org/content/108/1/250.full

35 Ефименко П.П. Указ. соч. – С. 253.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средних веков iconУчебник И. М. Лихтей «История Средних веков»
Оборудование: учебник И. М. Лихтей «История Средних веков», карта «Арабский халифат в VII-XI веках вв.», компьютерная презентация...

Средних веков iconГлухова О. Г. Философия средних веков
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009...

Средних веков iconСтепан Васильевич Ешевский о значении рас в истории
Этим огромным преимуществом не пользуется историк даже средних веков, не говоря уже об исследователе новейшей истории

Средних веков iconПрограмма тура
Приезд в г. Каменец – Подольский, экскурсия по Каменец-Подольской величественной крепости, стены которой спустя столько веков остались...

Средних веков iconИ средних веков
Пелопонесская война является богатой иллюстрацией к понятию «война» вообще, несмотря на факт, что многие источники той поры были,...

Средних веков iconКонспект урока по теме: «Вводный урок»
Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в...

Средних веков iconИсследования ментальностей
Однако оно травит перед собой задачи, близкие к этнопсихологии, такие как изучение картины мира, поэтому мы не можем его игнорировать....

Средних веков iconЛьвов Герольд Гостиница Описание от: 30. 01. 2012 Расположение
Расположение: в сердце Галичины, в славном городе Львове расположен отель Герольд. Дизайн отеля поможет почувствовать себя настоящим...

Средних веков iconПлан конспект урока всемирная история 8 класс учителя сш №3 г. Мариуполя Бойко Елены Дмитриевны
Оборудование: настенная карта «Индия в 16-18вв.», фломастеры, информационные материалы, таблицы самооценки, исторический атлас, контурные...

Средних веков iconМетодика исследования эффективности стратегии малых и средних унитарных...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<