Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине




Скачать 231.59 Kb.
НазваниеМетодическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине
Дата публикации08.11.2013
Размер231.59 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Военное дело > Методические указания


Севастопольский национальный технический университет


ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ

ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА НАЧАЛЬНОМ

ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Методическое указание

для занятий студентов всех специальностей

дневной формы обучения по дисциплине

«Физическое воспитание и спорт»

Севастополь

2003

УДК 37.037.1
Освоение техники игры в волейбол на начальном этапе обучения Методическое указание по физвоспитанию /Сост. Е.И.Потемкина – Севастополь. 2003.-16с.

Целью методических указаний является оказание помощи студентам и преподавателям в выборе средств и методов освоения техники игры в волейбол.

Методические указания предназначены для преподавателей физического воспитания и студентов всех специальностей дневной формы обучения.

Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физического воспитания и спорта СевНТУ (протокол № 5 от 18.02.2002 г.)

Допущено научно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.


Рецензент: В.А.Гальчинский, кандидат педагогических наук, доцент.

СОДЕРЖАНИЕ


3

3

4

6

6

8

10

12

12

13

13

14

16


Введение

1. Техника нападения

1.1. Техника перемещений

1.2. Техника владения мячом

1.2.1. Передача мяча

1.2.2. Подача мяча

1.2.3. Нападающие удары

2. Техника защиты

2.1. Техника перемещений

2.2. Техника владения мячом

2.2.1. Прием мяча

2.2.2. Блокирование

Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Совершенное овладение рациональной техникой игры - центральная задача подготовки волейболистов. От решения этой задачи во многом зависит решение других задач. Чтобы техническая подготовка проходила успешно, учитывается следующее. Во-первых, волейболисты должны овладеть рациональной (наиболее целесообразной) техникой, при этом овладеть ею правильно. Переучивания не должно быть, иначе теряется весь смысл многолетней работы. Во-вторых, рациональную технику надо сделать доступной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие с уровнем их возможностей. Сам процесс обучения должен строиться интересно и проходить при повышенном эмоциональном подъеме.

Очень важное условие - развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого применения подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, при этом без искажения ее сущности. Эти упражнения делают обучение более предметным, занимающиеся сразу видят реальный результат своих действий.

Подводящие упражнения на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также для совершенствования техники в целом и отдельных звеньев технических приемов.

В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона, нельзя пользоваться относительно однообразным набором упражнений по технике. Технических приемов в волейболе немного, но условия, в которых они могут выполняться, бесконечно разнообразны.
^ 1. ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ

Техника нападения включает технику перемещений и технику владения мячом.
1.1. ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Технику перемещений в нападении составляют стойка, ходьба, бег, скачок.

Стойка при нападающих действиях - это исходное положение, из которого волейболисту удобнее всего выполнить тот или иной технический прием-вторую передачу, нападающий удар или тот или иной способ перемещения. Обычно в положении стойки ноги слегка согнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, руки немного согнуты в локтях.

Ходьба волейболистов в игре выполняется «пригибным» шагом, без вертикального качания туловища и без типичного для ходьбы движений руками. Применяется ходьба приставными шагами лицом, боком и спиной вперед.

Для бега характерны стартовые рывки, преодоление, небольших расстояний и частые остановки.

Скачок применяется для быстрого преодоления небольшого расстояния, а также для остановки после перемещения. Он представляет собой шаг с фазой полета. Не должно быть большого вертикального перемещения туловища, чтобы волейболист мог быстро занять стойку.

Прыжок может выполняться толчком одной и двух ног. Применяется при нападающих ударах и передачах. Важное требование к прыжку - вертикальный взлет.

Для волейбола характерны сочетания различных способов перемещения и принятия стоек.
^ Методика обучения и тренировка

Вначале изучаются стойка и каждый способ перемещения в отдельности, затем в определенных сочетаниях.

Совершенное овладение навыками перемещений способами, принятыми в волейболе, создает волейболисту благоприятные предпосылки для успешного выполнения технических приемов с мячом. Навыки быстрого перемещения различными способами в сочетании с быстротой реакций, ориентировкой и другими качествами обусловливают своевременный выход игрока к месту действия, что во многом обеспечивает успех этого действия: приема мяча, второй передачи, нападающего удара или блокирования.

Первое, с чего надо начинать, - это развитие быстроты в специфических для волейбола условиях: небольшие расстояния (2-10 м), быстрый стартовый рывок, внезапные остановки после быстрого перемещения, изменение в направлении движения. Развитие этого качества постоянно имеет место на протяжении всего периода многолетней подготовки волейболистов. Затем следует изучение способов перемещения в такой последовательности: ходьба, бег, передвижение приставными шагами правым, левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед; двойной шаг вперед, назад, скачок вперед, назад, остановка шагом, скачком. Очень важно постоянно развиваемое качество быстроты «соединять» с изучаемыми способами перемещения, чтобы учащийся умел быстро передвигаться любым из изучаемых способов.

Далее волейболисты должны научиться сочетать изученные способы перемещения и остановок, с тем чтобы они могли в соответствии с конкретной обстановкой применить тот способ, который будет наиболее выгодным.

Наконец, последняя и самая ответственная задача - научить умению сочетать изученные способы перемещения и остановок с техническими приемами, выполняемыми с мячом. В конечном счете, волейболист должен уметь быстро определить, какой технический прием в данной конкретной ситуации наиболее целесообразен, и для его эффективности избрать наиболее подходящий способ перемещения с последующим занятием удобного исходного положения (так называемой стойки волейболиста).

Некоторые перемещения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в нападающем ударе, передачах в прыжке, падения и перекаты при передаче мяча, летящего в стороне от игрока, и др.
Примерные упражнения:

1. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком вперед, лицом вперед и спиной вперед.

2. Двойной шаг вперед, назад. Чертятся линии, определяющие первый и вто- рой шаг.

3. Скачок вперед, назад, правая (левая) нога впереди.

4. Упражнение в парах. Один учащийся бросает мяч вверх-вперед, другой бежит, останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уровне головы (положение приема мяча сверху двумя руками), плавным движением кистей возвращает мяч партнеру и возвращается на место. Расстояние вначале 1-2 м, затем увеличивается до 3-6 м. Последний шаг во время остановки надо выполнить как правой, так и левой ногой; то же, но перемещение приставными шагами.

5. Упражнение в тройках. Первый бежит вперед, и после остановки получает мяч от второго, выполняет поворот на правой ноге влево и бросает мяч третьему, третий бросает мяч второму.

6. Упражнение в тройках. Первый бросает мяч второму, который после перемещения делает двойной шаг вперед, ловит мяч над головой и бросает его третьему, стоя к нему спиной.

7. Упражнение в парах. Ловля набивного мяча в низкой стойке с последующим падением назад и перекатом на спину; то же, но ловля в выпаде снизу двумя руками (у самого пола) с последующим броском снизу вперед-вверх; то же с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину (вправо и влево).

8. Перемещение в колонне вдоль границ площадки приставными шагами; 4 шага лицом вперед, 4 шага правым боком вперед, 4 шага спиной вперед, 4 шага левым боком вперед и т. д. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка.

9. Передача сверху двумя руками над собой и перемещения различными способами (бег лицом, спиной вперед, приставными шагами лицом, боком, спиной вперед); то же, но передачи снизу двумя руками; то же, но перемещения с изменением направления после остановки на обратное; передача вперед-вверх, перемещение приставными шагами лицом вперед; передача над собой, передача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова передача над собой и т. д.; то же, но передача снизу двумя руками.

10. Верхние передачи о стену, перемещаясь приставными шагами правым и левым боком вперед; то же, но прием снизу двумя руками.

11. Прием мяча от нападающего удара в парах. Мяч направляется ударом в сторону от игрока или перед ним, или за него с таким расчетом, чтобы прием выполнялся после перемещения.

12. Групповые упражнения в передачах мяча (встречные колонны, треугольник, четырехугольник и др.), где направление передач совпадает с направлением первых и вторых передач в игре, а перемещения учащихся отражают характер и направление таковых в игре.

13. Соревнование на точность передач после различных
^ 1.2. ТЕХНИКА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ

Основными техническими приемами владения мячом в нападении являются передача двумя руками сверху, нижняя прямая подача, верхняя прямая подача, верхняя боковая подача, прямой и боковой нападающие удары.
^

1.2.1. Передачи мяча


Передача мяча двумя руками сверху (рис. 1). Данный прием является основным при организации нападающих действий.

Качество передачи зависит уже от своевременного выхода к мячу и принятия устойчивого исходного положения. При этом ноги согнуты, кисти рук над головой, ладони повернуты внутрь, пальцы выпрямлены и слегка напряжены, внимание игрока сосредоточено на мяче (в конечной фазе). Передача начинается с одновременного разгибания ног и рук (разгибание продолжается в момент передачи и отчасти после нее). В момент передачи пальцы плотно «охватывают» мяч. Эластичным движением пальцев погашается скорость полета мяча (момент приема мяча, «сжимание пружины»), последующим заключительным движением кистей и пальцев ("разгибание пружины") мячу придается необходимая скорость и направление. Основная нагрузка при передаче падает на первые фаланги указательных, средних и отчасти больших пальцев. Высокое положение точки соприкосновения рук с мячом дает возможность игроку послав мяч во всех направлениях: вперед, над собой, назад.

Рисунок 1. Верхняя передача мяча

Таким образом, техника передачи состоит, во-первых, из тонкого расчета движений игрока в соответствии с направлением скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во-вторых, собственно передачи, т. е. воздействия на мяч с помощью рук. Это и учитывается при построении процесса обучения этому техническому приему.

^ Примерные упражнения:

1. Упражнение в парах. Один занимающийся подбрасывает мяч вверх и передачей сверху двумя руками посылает его партнеру, тот ловит мяч и выполняет то же самое. Надо следить, чтобы после подбрасывания мяча занимающийся присел, принял стойку, согласованно выполнил все необходимые движения и правильно отбил мяч пальцами на уровне лица, так как это очень важный момент в обучении передаче.

2. Упражнение в парах. Один занимающийся набрасывает мяч партнеру, который верхней передачей возвращает ему мяч обратно.

В упражнениях 4 и 5 занимающиеся последовательно располагаются так, чтобы передача выполнялась из зоны 6 в зоны 3, 2 и 4, а также из зоны 3, стоя лицом и спиной к партнеру, в зону 2 и 4, из зоны 2 в зоны 3 и 4.

3. Занимающиеся стоят в колонне по одному лицом к преподавателю, который передачей поочередно направляет мяч каждому. Занимающиеся стараются точно возвратить мяч передачей сверху двумя руками. Вначале занимающиеся выполняют передачу стоя на месте, затем после двойного шага, скачка вперед или приставных шагов в сторону.

4. Занимающиеся стоят в колонне лицом к сетке в зоне 6 на расстоянии 4-5 м от сетки. Преподаватель - у сетки в зоне 4 (2). Преподаватель передачей посылает мяч в зону 3, занимающийся, стоящий в колонне первым, бежит к сетке, останавливается двойным шагом или скачком, поворачивается лицом к преподавателю и верхней передачей направляет ему мяч.

5. Верхние передачи мяча в стену (деревянный щит). Задания: измени высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены, чередование передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену по того, как мяч отскочит от пола.

6. Верхние передачи в стену в движении приставными шагами вперёд и влево вдоль стены. Передачи в углу с поворотом направо и налево.

7. Чередование верхних передач: передача в стену, передача над собой и поворот кругом: передача в стену, стоя спиной к ней, снова поворот кругом и передача в стену и т. д.

8. Передачи мяча в парах на месте, передача партнеру после передачи над собой; то же в движении. Многократные передачи мяча над собой на месте и в движении.

9. Упражнение в парах. Верхняя передача над собой, поворот кругом и передача, стоя спиной к партнеру. Последний выполняет передачу над собой поворачивается кругом и т. д.

10. Занимающиеся перемещаются по кругу, в середине круга преподаватель поочередно передает им мяч. Занимающиеся стараются возвратить мяч обратно точной верхней передачей.

11. Встречная передача мяча. Перед тем как передать мяч во встречную колонну, занимающийся выполняет передачу над собой. Вначале занимающиеся после передачи уходят в свою колонну, впоследствии в противоположную.

12. Занимающиеся стоят по кругу, в середине круга два-три водящих с мячами. Занимающиеся приставными шагами передвигаются по кругу, водящие передают им мячи, которые они немедленно возвращают обратно тем же водящим.

13. Передачи мяча на точность. Занимающиеся стоят в двух колоннах лицом к сетке на расстоянии 1,5-2 м от нее. Первые игроки в колоннах подбрасывают мяч над собой и верхней передачей посылают его через сетку, стараясь попасть в гимнастические маты, лежащие в зонах 4, 2 и 6. Затем маты располагаются в зонах 3 и 5, 3 и 1 и т. д.

14. Один занимающийся стоит в зоне 3, остальные в колонне по одному в зоне 4 (такое же расположение занимающихся и на другой стороне площадки). Занимающийся, стоящий в зоне 3, подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в зону 4. Игрок, первый в колонне, выходит к мячу и верхней передачей направляет его через сетку в заданную зону, стараясь попасть в лежащий мат; то же, но передачи из зон 3 и 2.

15. Передачи мяча над собой в движении по кругу бегом и приставными шагами вправо и влево.

16. Занимающиеся стоят в треугольнике. Передачи мяча влево (вправо), после передачи игрок переходит в ту колонну, куда он передал мяч; то же, но занимающиеся стоят в четырехугольнике.

17. Встречная передача мяча с переходом после передачи в противоположную колонну. Встречные колонны располагаются в зонах 2 и 4, 6 и 5, 1 и 2, 3 и 6, 4 и 5, 2 и 5, 1 и 4.

18. Передача мяча назад в тройках. Первый игрок передает мяч назад второму (первый игрок стоит спиной ко второму игроку), второй - третьему, третий - первому и т. д.

19. Упражнение в парах. Один занимающийся подбрасывает мяч над собой и высокой передачей направляет мяч второму игроку, который в прыжке передает мяч обратно первому (расстояние между игроками 2-3 м). Передачи выполняются в дальнейшем вдоль сетки в зонах 2 и 3, 3 и 4.
^ 1.2.2. ПОДАЧА МЯЧА

Игра в волейбол начинается с подачи. Только имея право на подачу, команда может выиграть очко, следовательно, возможность победить соперников, набрав необходимое количество очков.

Высокий уровень владения навыками подачи может сразу принести команде очко (ошибка во время приема). При хорошей подаче прием мяча настолько затруднен, что противник лишается возможности эффективно осуществить нападающие действия, а это облегчает подающей команде организацию защитных действий и, в свою очередь, создает предпосылки для результативных действий в нападении.

^ Верхняя прямая подача. Игрок располагается лицом к сетке, левая нога впереди, мяч в левой руке. Мяч подбрасывается вверх над головой ближе к правому плечу, правая рука, согнутая в локтевом суставе, отводится для замаха, туловище поворачивается направо, тяжесть тела переносится на правую ногу. Когда мяч начинает опускаться, игрок разгибает туловище, плечи поворачивает влево, тяжесть тела переносится на левую ногу. Одновременно начинает движение на удар правая рука, вначале плечом и локтем вперед. В дальнейшем скорость перемещения предплечья и кисти значительно увеличивается, рука выпрямляется. Удар по мячу производится в высшей точке над головой выпрямленной рукой. Ладонь открыта, напряжена, пальцы сомкнуты. Заключительным движением кисти мячу придается нужное направление (рис. 2).

П
Рисунок 2.

Верхняя прямая подача

ри «планирующей» подаче замах делается небольшой, кисть в предплечье закреплены жестко, удар производится основанием ладони. Чтобы точно попасть по мячу, время от момента отрыва подбрасывающей руки от мяча до удара по нему должно быть минимальным. Сразу после удара рука останавливается, т. е. удар производится отрывисто, толчком.
^ Методика обучения и тренировка

Обучение способам подач производится в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая подачи; «планирующие» подачи: нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Изучаются также другие способы: с вращением (крученые), снизу свечой.

У каждого учащегося должен быть основной способ подачи, который он применяет в игре, служащий ему средством нападения. Кроме того, он должен владеть и другими способами. Это нужно при решении тактических задач - чередование способов подачи затрудняет противнику прием мяча и осуществление тактических замыслов в нападении. В игре также бывают моменты, когда надо «не проиграть» подачу. Степень надежности здесь должна быть стопроцентная. На этот случай в арсенале у игрока должен быть и наиболее надежный способ подачи.

Подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Во время учебных игр совершенствованию навыков подач, повышению степени их надежности содействуют специальные задания. Сюда относятся: подача на силу в самые ответственные моменты игры, подача на «слабого» игрока, на выходящего, вразрез, в уязвимые места и т. д.

В процессе многолетней подготовки требования постепенно повышаются: от нижней подачи до сложных подач на силу (боковых и прямых верхних) и «планирующих».

Изучение подач сочетается с овладением навыками приема мяча с подачи. По мере овладения более сложными способами подач, подач на силу и точность учащиеся овладевают и навыками приема мяча от этих подач.

Преподаватель постоянно ведет запись на соревнованиях результативности подач (выиграно очко, затруднен прием) и качества приема мяча с подачи (направлен мяч передающему в удобное положение для второй передачи на удар - 5 баллов, немного хуже- 4 балла и т. д., проиграно очко на приеме- 2 балла).

Часто непродуктивно используется время при совершенствовании навыков подачи мяча: учащиеся толпятся на месте подачи, мешают друг другу на приеме, попыток выполняют мало. Преподавателю трудно следить за всеми и давать какие-либо указания и замечания. Группу следует разбить на подгруппы (по 2-3 человека) и дать им отдельные задания.

При обучении подачам особое внимание обращают на согласованность движений, с тем чтобы удар по мячу пришелся в нужной точке. При нижней прямой подаче надо следить за тем, чтобы учащиеся в момент удара не отводили плечи назад (мяч полетит вверх) и не поднимали сзади стоящую ногу. При верхних подачах важно правильно подбросить мяч. При «планирующих» подачах по сравнению с другими время между отрывом подбрасывающей руки до удара по мячу другой рукой небольшое. Мячу придается отрывистым движением большая начальная скорость.
^ Примерные упражнения:

1. Подача в стену. Расстояние 6 – 9 м, высота отметки на стене 2 м 20 см – 3 м 50 см. Мяч должен коснуться стены выше отметки.

2. Верхняя прямая подача в пределы площадки; то же на точность (последовательность такая же, как и при изучении нижней подачи); то же на силу, в пределы площадки; то же на большее число подач на силу без ошибки (подряд).

3. Чередование верхних подач на точность и на силу.

4. Верхние подачи на силу в пределы площадки (40 раз).

5. Подачи на силу, на точность после выполнения интенсивных упражнений: прыжков, ускорений, кувырков и т. д. При этом надо создавать приближенные к игровым условия: учащийся несколько раз блокирует, выполняет серию нападающих ударов, прием мяча с падением, после чего выполняет подачу на силу или на точность.

6. Подача верхняя прямая в зону 5 не далее 2 м от боковой линии.

7.Верхняя прямая подача к боковой линии между зонами 1 и 2.

8. «Планирующая» подача - верхняя прямая

9. Чередование способов подач в различной последовательности.

10. Подача на партнера, располагающегося в различных точках площадки.

11. Подача на точность. Двое учащихся стоят рядом, расстояние от 2 до 0,5м. Мяч надо направить между ними.

12. Сочетание подготовительных упражнений с «подачами» по мячу резиновых амортизаторах и с подачами различными способами через сетку.
^ 1.2.3. НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ

Нападающие удары - самое эффективное средство нападения. В нападающих ударах, как в фокусе, сконцентрирована эмоцией начальная сторона волейбола, его притягательная сила. Но нападающие удары и самые сложные технические приемы, требующие профессионального искусства от преподавателя при обучении волейболистов.

^ Прямой нападающий удар (Рис. 3). В нападающем ударе выделяют разбег, прыжок и замах, удар по мячу и приземление. Как правило, нападающие удары выполняются с разбега. В разбеге делают от одного до трех шагов. В последнем шаге игрок выставляет одну ногу вперед (чаще правую), руки отводит назад. Затем быстро приставляет другую ногу, руки одновременно движутся вниз-вперед. Во время прыжка ноги быстро разгибаются, руки резко поднимаются вверх. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки уже идут вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног точно совпадало с движением рук вверх.

Движение на замах начинается с пригибания туловища, затем поднимается и отводится назад плечо, локоть, далее предплечье и кисть. Руки вначале идут вместе до уровня лица, затем только наблюдается активная работа правой (бьющей) руки.

Удар начинается с энергичного сокращения мышц живота, туловище выпрямляется, одновременно начинает движение рука. Отдельные части руки включаются в работу последовательно: вначале движется плечо, затем предплечье и кисть. Эффективность удара зависит от заключительного движения кисти руки, скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей в момент касания мяча. Во время удара кисть напрягается и в момент касания мяча работает наиболее активно. После удара игрок мягко приземляется.

Рисунок 3. Прямой нападающий удар

^ Нападающий удар с переводом (Рис. 4). При ударе с переводом направление полета мяча не совпадает с направлением разбега нападающего. Разбег выполняется в основном так же, как и в ударе по ходу. Это важно в тактическом отношении, так как изменение направления удара производится уже в прыжке во время замаха. Перевод достигается поворотом туловища или кисти руки.


Рисунок 4. Прямой нападающий удар с переводом
^ Методика обучения и тренировка.

Обучение способам нападающих ударов производится в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу из зон 4 2 и 3; нападающий удар с переводом из зон 4,2 и 3; прямой удар по ходу слабейшей рукой из зон 2,4 и 3; нападающий удар с переводом влево из зон 3,4 и 2. Последовательность указана с учетом, что у занимающихся сильнейшая рука - правая. Для левшей соответственно все меняется («зеркально»). Все упражнения и методическая последовательность их применения справедливы для всех способов нападающих ударов.
^ Примерные упражнения:

1. Прыжок вверх толчком с двух ног; то же после перемещений и остановки; то же, с поворотом на 90, 180 и 360°.

2. Прыжок вверх толчком с двух ног с разбега в один шаг, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

3. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма на магнитофоне).

4. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу; то же с передачи.

5. Нападающий удар по ходу из зоны 4 с высокой передачи из зоны 3. В зону 3 мяч направляется из зон 4, 6, 5.

6. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3. В зону 3 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

7. Нападающий удар по ходу из зоны 3 с высокой передачи из зоны 2. В зону 2 мяч направляется из зон 3, 6, 4, 5.

8. Нападающий удар по ходу из зоны 4 с высокой передачи из зоны 2. В зону 2 мяч направляется из зон 3, 6, 4, 5, 1.

9. Нападающий удар по ходу из зоны 4 со средней передачи назад за голову из зоны 3. В зону 3 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

10. Нападающий удар по ходу из зоны 2 со средней передачи из зоны 3.В зону 3 мяч направляется из зон 4, 6, 5.

11. Упражнения 13-16 - нападающие удары с высоких и удаленных от сетки передач (1-3 м).

12. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 4 с высокой передачи из зон 3, 2.

13. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3; то же, но передача стоя спиной к нападающему.

14. Нападающий удар с переводом влево из зоны с передачи из зоны 2;

из зоны 4 с передачи из зоны 3.
^ 2. ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ
Техника защиты состоит из техники перемещений, техники владения мячом и противодействий (блокирование).
2.1. ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Технику перемещений в защите составляют стойки (основная и низкая), ходьба, бег, выпады, прыжки и падения.

Стойки. Основная стойка такая же, как в нападении, только ноги согнуты больше, туловище также больше наклонено вперед. В этом положении волейболист слегка переступает с ноги на ногу - так легче начать движение. При низкой стойке ноги согнуты еще больше, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях. Из этой стойки легче выполнить прием мяча снизу и принимать мяч с падением.

^ Ходьба выполняется способами, описанными в разделе нападения. Применяется и ходьба окрестным шагом.

Бег отличается ускорением, остановками и выполнением определенных приемов.

^ Выпады применяются при приеме мячей, летящих в стороне от игрока. Нередко выпады после приема мяча заканчиваются падением.

Прыжки применяются в случаях, когда волейболисту приходится «доставать» мяч в сложных условиях, и при блокировании. Они выполняются толчком одной и двумя ногами с места, и после перемещения.

Падения применяются в качестве страховки после приема мяча в сложных условиях. Некоторые падения входят составной частью в приемы мяча и рассматриваются в соответствующих разделах.
2.2. Техника владения мячом

Овладение техническими приемами владения мячом в защите являются: прием мяча и блокирование.
^ 2.2.1. ПРИЕМ МЯЧА

Прием мяча сверху двумя руками. Структура приема во многом такая же, как при верхней передаче, только кисти расположены на уровне лица или груди, они более согнуты и пальцы напряжены. Поскольку основная задача при приеме погасить скорость полёта мяча, встречное движение незначительно, в локтевых суставах руки разгибаются меньше, чем при передаче.

^ Приём мяча сверху двумя руками с последующим падением в свое время был основным средством защиты, потом его вытеснил прием снизу. Прием этот применяется в тех случаях, когда мяч летит с большой скоростью в стороне от игрока. Игрок стремительно выходит к месту падения мяча, в последнем шаге делает выпад правой ногой и переносит на нее тяжесть тела. В дальнейшем игрок продолжает движение под мяч, поворачивая плечи влево. Передача происходит в более короткое время, встречное движение рук небольшое, положение кистей и пальцев рук более жесткое. Центр тяжести выносится за площадь опоры, и игрок после передачи делает перекат в сторону на бедро и спину.

Подготовка к обучению приему мяча с паданием начинается с акробатических упражнений - перекатов и кувырков. Затем выполняются упражнения с набивным мячом, которые оказывают большую пользу в овладении правильной техникой. После этого приступают к упражнениям с волейбольным мячом.
^ Примерные упражнения:

1. Ловля набивного мяча в низкой стойке и перекат назад на спину.

2. Ловля набивного мяча с выпадом правой ноги вперед-вправо (левой вперед-влево) и перекатом в сторону на бедро и спину.

3. Прием мяча сверху с падением, мяч набрасывает или посылает передачей партнер.

4. Упражнение в парах. Партнер передачей посылает мяч вправо и влево от игрока, последний, делая выпад правой или левой ногой, выполняет прием с падением; то же, но партнеров разделяет сетка. Вначале мяч посылается передачей в опорном положении, затем в прыжке.

5. Упражнение в парах. Партнер направляет мяч для приема ударом одной рукой; то же, но удар выполняется через сетку в прыжке.

^ Прием мяча снизу (Рис. 5). Обучение приему мяча снизу очень важное звено в подготовке волейболистов. Игрок стремительно выбегает к месту падения мяча. Левая нога ставится на пятку, чтобы затормозить поступательное движение тела вперед, руки подготовлены для приема мяча. Тяжесть тела переносится на впередистоящую ногу, руки выпрямлены, кисти сомкнуты. Прием мяча производится на предплечья у лучезапястных суставов. Очень важно, чтобы руки в момент приема мяча не сгибались в локтях. Чем больше скорость полета мяча, тем меньше встречное движение рук.

Рисунок 5. Прием мяча снизу
Примерные упражнения:

1. Прием снизу мяча, наброшенного партнером (стоя на месте и после перемещения). .

2. Отбивание мяча снизу в стену непрерывно на месте и в движении пои ставными шагами вдоль стены.

3. Жонглирование мячом - непрерывное отбивание мяча вверх двумя руками снизу.

4. Чередование приема мяча сверху и снизу в стену - после отскока от пола.

5. Упражнение в парах. Один занимающийся верхней передачей посылает мяч партнеру так, чтобы тот принимал мяч снизу двумя руками.

6. Прием мяча снизу двумя руками после обманных передач у сетки.

7. Прием мяча снизу (отскочившего от сетки).
2.2.2. БЛОКИРОВАНИЕ

Блокированию принадлежит ведущее место среди защитных средств. Блокирование все больше рассматривают и как средство нападения, так как при своей подаче удачный блок приносит команде выигрышные очки.

Техника блокирования внешне несложна. В исходном положении блокирующий находится на расстоянии 0,5-1,0 м от сетки, ноги согнуты, руки согнуты в локтях, ладони на уровне пояса или груди. Прыжок может производиться с места или после разбега. В момент касания мяча предплечья находятся на таком расстоянии от сетки, чтобы в этом месте мяч не мог пролететь, ладони должны быть на таком расстоянии, чтобы между ними не прошел мяч (Рис. 5).
Рисунок 5. Блокирование мяча
^ Методика обучения и тренировка

Суть блокирования заключается в том, чтобы своевременно поставить руки на пути мяча, направленного противником нападающим ударом, а это во многом зависит от определенных качеств и способностей, которые развиваются с помощью специальных (подготовительных) упражнений: быстрота реакции в первую очередь на движущийся объект; тонкое согласование движений (особенно в безопорном положении) с учетом направления и скорости полета мяча; умение наблюдать за действиями партнера (нападающего) и отвечать на его действия определенными своими; прыгучесть, быстрота перемещения, сочетание быстрых перемещений с остановкой и прыжком вверх, особенно с выполнением различных действий в прыжке. По мере овладения подводящими упражнениями к нападающему Удару формируются и навыки блокирования. Достигается это с помощью специальных (подводящих) упражнений.

При правильной организации учебно-тренировочной работы обучение навыкам блокирования можно начинать с первого года работы, независимо от того, в каком возрасте начинается работа с начинающими.

^ Примерные упражнения:

1. Блокирующий стоит у сетки в исходном положении. На другой стороне не партнер подбрасывает мяч над сеткой и на расстоянии 10-30 см от нее. Блокирующий в прыжке отбивает ладонями мяч в высшей точке взлета; то же, но с обманными действиями подбрасывающего, меняется также точка подбрасывания.

2. Два партнера стоят рядом лицом к стене (щиту). Один подбрасывает баскетбольный мяч вверх, затем партнеры прыгают так, чтобы коснуться мяча одновременно и в высшей точке взлета. Мяч после отскока от стены ловит другой партнер; то же, но партнеры стоят на расстоянии 1-2 м друг от друга. Мяч подбрасывается вверх и немного вперед. Партнеры делают шаг вперед и навстречу друг другу с таким расчетом, чтобы в момент прыжка они были рядом.

3. Упражнение в тройках. То же, что в упражнении 1, но третий партнер подбрасывает мяч.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. И.Ю.Портных. – М.: ФиС. 1975. – 236с.

  2. Спортивные игры. Учебное пособие для пед. училищ (отделений физического воспитания). Под ред. Н.П.Воробьева. – М.: Просвещение. 1975. – 272с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconМетодические указания для подготовки студентов всех специальностей...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconМетодические указания к теоретическим занятиям для студентов специального...
Смо всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» / Сост ст преп. Олейник Г. Н., ст преп....

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconМетодические указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине
...

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной...

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconМетодические указания к теоретическим и практическим занятиям для...
Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы...

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconМетодические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconМетодические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно...
Реабилитация студентов, при заболеваниях печени и желчных путей посредством применения физических упражнений: Метод указания к самостоятельным...

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconУчебное пособие (для студентов дневной формы обучения всех специальностей...
Социология: Учебное пособие для студентов дневной формы обучения всех специальностей академии. Авт. Белова Л. А., Радионова Л. А....

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconДля студентов 4 курса дневной формы обучения На 4 курсе в 7 семестре...
Для получения допуска к экзамену по социологии необходимо выполнить следующие задания

Методическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине iconДля студентов 2 курса дневной формы обучения На 4 курсе в 7 семестре...
Для получения допуска к экзамену по социологии необходимо выполнить следующие задания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<