Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории»




Скачать 242.78 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории»
Дата публикации15.11.2013
Размер242.78 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Военное дело > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) - факты и анализы

МГТУ им. Н.Э.Баумана Кафедра «Истории» Россия в мировой политике (1991-1997гг.) – факты и анализы. Группа…………………………….….…………………………. ИУ6-22 Студент …………………………………………………. Рыськов А.В. Преподаватель ……………………….…………… Щербакова О.М. МОСКВА 1999г. Предисловие Независимость России была провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г. на 1съезде народных депутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость Россиимогла быть лишь номинальной. Российские органы власти, Верховный СоветРСФСР и его Председатель, начали борьбу с союзными властными структурами.Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двухпрезидентов – избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народныхдепутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12 июня 1991 г.всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина. Противостояние российской и союзной властей оказывало дестабилизирующеевлияние на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны.Одним из главных методов сокрушения союзного центра Россия сделалавсемирную поддержку национальных суверенитетов, пробудившихся национальныхдвижений на окраинах Союза. Союзное руководство в стремлении сохранитьвсласть все больше склонялось к использованию силовых методов. Кульминацией противоборства двух властей стали события 19 - 21 августа1991 г., известные как августовский путч ГКЧП. Российское руководство,возглавившее борьбу против путчистов, действовавших, по всей вероятности, смолчаливого одобрения Горбачева, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечилотем самым победу России и ее верховных органов над союзным Центром. С осени1991 г. Конституция и законы РСФСР, съезд народных депутатов и ВерховныйСовет РСФСР, Президент РСФСР получили полное верховенство на территорииРоссии. Независимость Российской Федерации стала реальной. Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи.И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешнейполитике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снятаугроза глобального военного конфликта социалистического Востока икапиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, авместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, ивдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступкипроводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальнойинтеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенноутрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещалосерьезные внешнеполитические проблемы. После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления:отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками– “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися“внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”. В этом реферате рассматриваются некоторые события, происходившие намировой арене в постсовецкое время, проблемы и решения Российской Федерациипо отношению к “дальнему зарубежью”, и предпринимаются попытки ихобъективного анализа. Россия и «дальнее зарубежье» (1990-1997гг.) Отношения с так называемым «дальним зарубежьем», то есть странами, невходившими прежде в состав СССР, по инерции от советских времен считалисьприоритетными дня российской внешней политики. Но это не соответствуеткардинальному изменению геополитической ситуации, в которой оказаласьРоссия после распада Советского Союза, и потому возникает необходимостьболее сбалансированной по направлениям внешней политики. Суть российскойвнешней политики в отношении стран «дальнего зарубежья» на протяжениипоследних пяти лет может быть выражена одной фразой: переход от надежд наравноправное партнерство к защите своих национальных интересов. Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание«холодной войны». Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденнопредпринятые М. Горбачевым в годы «перестройки»: отказ от глобальногопротивоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий ксоциалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новоемышление» — 1987 г.); ликвидация в два раза большего, по сравнению самериканским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., втечение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире ивывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.); прекращениеконтроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странахВосточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989—1990 гг.);непротиводействие объединения» Германии (октябрь 1990 г.); заключениесоветско-американского договора об ограничении стратегическихнаступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональностьсокращений более выгодного американской стороне (июль 1991 г.);односторонний роспуск ОВД — Организации Варшавского договора и прекращениедеятельности СЭВ — Совета экономической взаимопомощи (весна-лето 1991 г.),означавший потерю военно-политических союзников; наконец, отказ от военногоприсутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзниковсоветских войск (с 1991 г.), — свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма.Окончательно похоронил советское военное и политическое могущество намировой арене роспуск СССР. Президент США Дж. Буш в декабре 1991 г.поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Россия и США 1 февраля1992 г. официально подписали декларацию о прекращении «холодной войны». Двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второймировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. Нороссийские лидеры так и не признали, что Россия, оставаясь ядернымгосударством, перестала быть великой державой (по сравнению с СССРтерритория России меньше на четверть, население меньше наполовину, валовойвнутренний продукт составлял 60% от общесоюзного, но в связи сэкономическим кризисом за эти годы уменьшился почти вдвое, значительноснизилась ударная мощь и оперативно-стратегические возможности вооруженныхсил), и в течение нескольких лет питали иллюзии о возможности равноправныхотношений с ведущими странами мира. Отношения с «дальним зарубежьем» развивались по двум основнымнаправлениям: в военно-политической и экономической сфере. В военно-политической сфере, демонстрируя свои дружественные намерения, Россияпроводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическиминтересам США. В ответ она получила международную поддержку, важную длястановления России как самостоятельного государства. Россия стремиласьутвердиться в качестве правопреемницы СССР на международной арене — и ейбыло предоставлено место Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Россиязаняла место СССР во всех международных организациях. Россия заявила о намерении остаться единственной ядерной державой напостсоветском пространстве, что отвечало духу международных договоров онераспространении ядерного оружия (советское ядерное оружие оставалось натерритории еще трех государств — Украины, Белоруссии и Казахстана). СШАбыли заинтересованы в сохранении надежного контроля за ядерным оружием ипроведении сокращений, предусмотренных договором ОСНВ-1, поэтому онивсемерно поддержали Россию. В Беловежском соглашении лидеров трехславянских республик — России, Украины и Белоруссии — а затем на Алма-атинской встрече руководителей постсоветских государств 21 декабря 1991 г.было предусмотрено, что ядерные силы (и РВСН — ракетные войскастратегического назначения, и тактическое ядерное оружие) не будутразделяться и будут находиться под контролем и охраной командованияОбъединенных Вооруженных Сил СНГ. Управление ядерным оружиемпредоставлялось Президенту России и Главнокомандующему ОбъединеннымиВооруженными Силами СНГ — и 25 декабря М. Горбачев передалГлавнокомандующему Е. Шапошникову так называемую «ядерную кнопку». Правомпринимать решение о применении ядерного оружия наделялся ПрезидентРоссийской Федерации — по согласованию с главами других государств, натерритории которых это оружие располагалось, и после консультаций со всемиостальными государствами Содружества. Предусматривалось, что все ядерное оружие будет перебазировано натерриторию России и здесь будет происходить демонтаж той его части, котораяподлежала сокращению по ОСНВ-1. Белоруссия и Казахстан сразу заявили освоем статусе неядерных держав, но Украина не спешила передавать Россииядерные боеголовки. Украина не подписала соответствующие многосторонние идвусторонние соглашения, а в июле 1993 г. объявила своей собственностью 2тыс. ядерных боеголовок, расположенных на ее территории (около 20%стратегического арсенала бывшего СССР). Намеки Украины о желании стать членом «ядерного клуба» вызвали крайнююозабоченность США, которые всегда были принципиальным противникомувеличения числа -ядерных государств. Президент США Б. Клинтон включился вразрешение проблемы и выступил в качестве международного гарантавыторгованных Украиной условий. Притязания Украины были переведены вэкономическую плоскость: в начале 1994 г. в ходе визита Б. Клинтона в Киеви Москву подписано трехстороннее российско-американско-украинскоесоглашение, по которому все ядерные боеголовки транспортировались в Россиюдля демонтажа, а Россия обязалась поставлять Украине обогащенный уран дляее АЭС (ранее Украина предполагала самостоятельно демонтировать ядерныезаряды для использования их в качестве топлива, что в условиях отсутствияквалифицированных специалистов вызывало обоснованные опасения). В начале 1992 г. российской стороной была проявлена максимальнаяоткрытость в отношениях с США: приступивший к внутренней реорганизации КГБ(разделявшийся на ФСБ — Федеральную службу безопасности — контрразведку иУправление внешней разведки) в одностороннем порядке передал американскимспецслужбам 70 схем закладки подслушивающих устройств в строившемся зданииамериканского посольства, благодаря чему был положен конец многолетнемускандалу, и Конгресс США снял свое «вето» в отношении использования Россиейнового здания ее посольства в Вашингтоне. Проявляя дружественнуюинициативу. Президент Б. Ельцин официально заявил, что ядерные ракетыРоссии отныне не будут нацелены на территорию США. В январе 1993 г. президенты России и США подписали в Москве новый договороб ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2),предусматривавший, что к 2003 г. ядерные силы двух стран должны бытьвзаимно сокращены до уровня, составляющего 1/3 от уровня, зафиксированногоранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточнопроработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996 г. ГосударственнаяДума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет куничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерногопаритета России и США. Свидетельством отказа России от экспансии и военного противостояния одругими странами стала ее новая военная доктрина, утвержденная указомПрезидента 2 ноября 1993 г. «Основные положения военной доктрины РоссийскойФедерации» предусматривали формирование российских Вооруженных Сил наоснове принципа достаточности для поддержания обороноспособности страны вовсех направлениях. Важная роль отводилась силам ядерного сдерживания, и неподтверждался принятый ранее военной доктриной СССР отказ от нанесенияпервым ядерного удара (СССР предусматривал лишь нанесение ответного иответно-встречного ядерного удара). Зато военная доктрина России неопределяла наиболее вероятных противников, а это значило, что из системуправления стратегическими ракетами выведены полетные задания и они ненацелены на конкретные объекты. К числу приоритетных задач российскихВооруженных Сил было отнесено обеспечение действий Совета Безопасности ООНи других международных организаций по поддержанию мира и стабильности вмеждународных отношениях, что свидетельствовало о намерении российскойдипломатии играть сопоставимую с США роль «миротворца» -в любыхрегиональных конфликтах. В целом российская дипломатия в этот период оказалась несвободна в своихрешениях и на международной арене безоговорочно поддерживала действия США.Россия поддержала военно-инспекционный контроль иракских военных объектов имеждународные экономические санкции против Ирака, введенные послеподавления весной 1991 г. многонациональными силами иракской агрессиипротив Кувейта. Это подрывало политическое влияние России на Ближнем иСреднем Вое-токе и наносило ей серьезный экономический урон (Ирак был однимиз главных покупателей советского оружия и крупнейшим должником). Россияприсоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии(Сербия + Черногория), введенным из-за поддержки югославами боснийскихсербов в межнациональном конфликте в Боснии. Это не соответствовалоисторически традиционной роли России как покровительницы Сербии и шловразрез с ее политическими интересами на Балканах. Во всех этих случаяхроссийская дипломатия отдавала приоритет сохранению дружественных отношенийс США. Что касается отношений с другими крупными государствами, то с ФРГ онибыли в этот период демонстративно дружескими: продолжался вывод войск изВосточной Германии, и ФРГ выделяла значительные денежные суммы на ихсоциальное обустройство в новых местах дислокации. Отношения с Франциейнесколько затормозились: у обоих государств не было точек экономического иполитического соприкосновения, к тому же президент Ф. Миттеран до самогопоследнего момента поддерживал М. Горбачева. Сложными были отношения с Японией: в 1991 г. во время визита М. Горбачевасоветская делегация официально признала существование территориальноговопроса — о государственной принадлежности четырех Южно-Курильскихостровов. Впоследствии Президент Б. Ельцин и министр иностранных дел А.Козырев, стремясь оживить экономические связи, сделали ряд двусмысленныхзаявлений о необходимости подписания мирного договора с Японией по итогамвторой мировой войны и решения для этого территориальных споров. Дажепредположение о возможности передачи Японии островов вызвало крайненегативную общественную реакцию в России — и Президент подтвердилнезыблемость российских границ. Визит Б. Ельцина в Японию не состоялся,отношения с ней (развитие которых японская сторона обусловливаетобязательным решением территориального вопроса) оказались замороженными. Уступчивость российской дипломатии объяснялась не только необходимостьюдля новой России заявить о себе на международной арене как одемократической державе, от которой больше не исходит угроза западномумиру, но и надеждами на масштабную экономическую помощь Запададемократическим реформам внутри страны. Но из всех международныхэкономических организаций Россию включил в свой состав только МВФ. ХотяПрезидента России Б. Ельцина и стали приглашать на ежегодные встречируководителей семи крупнейших государств, но официально Россия в состав«семерки» включена не была, и статус наибольшего благоприятствования вторговле ей был предоставлен всего на один год. Россия получалагуманитарную поддержку продовольствием, медикаментами и т.д., но ожидаемоймногомиллиардной финансовой помощи не последовало. С начала 1994 г. МИД России вместо основополагающей идеи об общностиинтересов с США стал выдвигать новый внешнеполитический тезис — онеобходимости соблюдения собственных национальных интересов России. С однойстороны, это было вызвано некоторым изменением расстановки политических силвнутри страны: поражением демократов на выборах в Думу в декабре 1993 г. иполучившими широкий общественный резонанс обвинениями со стороны оппозициив проамериканском курсе. С другой стороны, к этому вынуждало изменениегеополитической ситуации в Центральной и Восточной Европе: в 1994 г.(окончательно — в августе) завершался вывод российских войск из бывшихсоциалистических стран и стран Балтии, и некоторые из них сразу заявили освоем желании быть принятыми в военно-политический блок западных стран —Организацию Североатлантического договора (НАТО). Свое намерение бывшиесоюзники СССР по Варшавскому договору зачастую мотивировали, ссылаясь насобытия октября 1993 г., которые возродили в Европе опасения по поводунепредсказуемости российской политики. К этому времени Россия уже не играла авторитетной роли в международныхделах и не имела реальных рычагов, чтобы остановить неблагоприятное длясебя развитие событий. В ответ на выраженную Россией озабоченность планамирасширения НАТО было заявлено, что готовность НАТО к расширению на Востокне означает практических мероприятий в этом направлении, чтоСевероатлантический пакт является гарантом общей безопасности в Европе и ненаправлен против каких-либо стран, что НАТО предлагает бывшимсоциалистическим странам и странам бывшего Советского Союза, включаяРоссию, принять совместную программу «Партнерство во имя мира», котораяустановила бы формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавскогодоговора и НАТО. Это был временный компромисс США и России, который моглишь отсрочить осуществление планов включения в Североатлантический пактбывших союзников СССР по Варшавскому договору, а также стран Балтии и, неисключено, некоторых государств СНГ. В июне 1994 г., оговорив себе ряд особых условий, Россия присоединилась,как и другие приглашенные государства, к натовской программе «Партнерствово имя мира». В рамках этой программы участники получили право направитьсвоих представителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, были сформированыроссийский и украинский батальоны (из контрактников), которые в составемногонациональных миротворческих сил участвовали в разделении враждующихсторон в Боснии, проводились инспекционные поездки в войска и совместныештабные в военные учения. Программа продолжает свое действие до сих пор, вчастности, в сентябре 1997 г. намечено проведение военных учений вТуркмении, в которых примут участие военные подразделения НАТО,Среднеазиатских государств, России, Грузии, Литвы и т. д. НАТО отводитпрограмме «Партнерство во имя мира» роль прикрытия от грозящего с югаисламского фундаментализма. Присоединение России к этой программе быловызвана главным образом опасениями оказаться в политической изоляции. Ощутимые изменения во внешней политике Россия — рост ее инициативности исамостоятельности — стали наблюдаться только с 1996 г., когда в январеминистром иностранных дед был назначен В. Примаков, бывший преждеруководителем Управления внешней разведки. О себе Е. Примаков говорит, чтоон не является «антизападником», а лишь защищает интересы государства,национальные интересы России. Уже в феврале Россия отказалась от санкций вотношении боснийских сербов, что было поддержано и другими странами; воктябре Совет Безопасности ООН единогласно отменил экономические санкциипротив Югославии, действовавшие с 1992 г. Продолжая линию на восстановлениетрадиционного влияния России на Балканах, МИД в январе 1997 г. попыталсявыступить в качестве посредника между президентом Сербии и оппозицией,оспаривавшей результаты выборов И проводившей непрерывные двухмесячныедемонстрации? В сентябре 1996 г. Россия осудила бомбардировку военных объектов натерритории Ирака американскими крылатыми ракетами. С 1997 г. Россиястарается вернуть свои позиции в ближневосточном урегулировании: в февралена встрече Е. Примакова и лидера Палестины Я. Ара фата было обещанооказывать арабам не только политическую, но и возможную экономическуюпомощь; в марте визит премьер-министра Израиля В. Нетаньяху, хотя и носилподчеркнуто экономический характер, сопровождался надеждой на то, чтоРоссия подключит к ближневосточному урегулированию традиционнодружественную ей Сирию. С 1995 г. Россия начала восстанавливать утерянные позиции намеждународном рынке вооружений: по данным «Росвооружения», государственногомонополиста в экспорте оружия, объемы его продаж составили в 1995 г. 3млрд. долларов, а в 1996 г.— 3,5 млрд. (у США объем продаж упал за 1996 г.на 2 млрд. долларов). Пользуются спросом наиболее современные системыоружия: самолеты МиГ-29 и С-27, вертолет К-50 («Черная акула»), зенитныеракетные установки С-800, танки Т-80, системы залпового огня, боевые машиныпехоты и др. При этом покупают российское оружие не только давние партнеры— Индия, арабские страви, но и новые — Китай и даже Южная Корея (в счетпогашения советского долга), традиционно бывшая импортером американскогооружия. Вместе с тем внешняя политика России остается не конфронтационной и несиловой, направленной на упрочение международной безопасности иравноправное сотрудничество со всеми странами. В феврале 1996 г. Россиябыла принята в Совет Европы, что является международным признаниемпостроения в ней в основном демократического общества (правда, взятое насебя обязательство — ввести мораторий на смертную казнь — Россия невыполнила: в 1996 г. было казнено 52 человека, — и Совет Европыпредупредил, что может приостановить ее участие. В феврале 1997 г.Президент поручил Министерству иностранных дел подписать протокол № 6 кКонвенции о защите прав человека, который требует в течение года прекратитьприменение смертной казни в стране). В апреле 1996 г. руководители стран «семерки» (США, Великобритании,Германии, Италии, Канады, Франции, Японии) и России, встретившись в Москве,достигли соглашения о необходимости полного прекращения ядерных испытаний вцелях упрочения ядерной безопасности и нерасширения группы ядерныхгосударств. И 25 сентября 1996 г. в Нью-Йорке был подписан официальныйДоговор о запрещении ядерных испытаний во всех средах (на тот моментофициально разрешенными оставались лишь подземные испытания, но Китайпроводил также и атмосферные), к которому присоединились 158 государств(кроме Индии). Открытость России в ее отношениях с «дальним зарубежьем» ярко проявиласьв росте числа российских граждан, свободно выезжавших из страны втуристические и деловые поездки, совершавших «челночные» туры, переезжавшихна временное или постоянное место жительства. Формальные трудности могливозникнуть теперь, как правило, не с выездом из России, а с получениемвъездной визы в зарубежную страну. Изменились акценты во внешнеэкономических связях с Западом: упор былсделан не на получение эпизодической «помощи», разовых льготных кредитов, ана пробуждение долговременного меркантильного интереса западныхпредпринимателей к российской экономике. Привлечение частных иностранныхинвестиций стало приоритетной для правительства внешнеэкономическойзадачей: на международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария, февраль1997 г.) А. Чубайс агитировал европейскую финансовую элиту за участие вроссийской экономике, во время визита в США (февраль 1997 г.) В.Черномырдин на встрече с президентом Всемирного банка и ужине самериканскими бизнесменами-лидерами еврейской общины убеждал в выгодности инадежности помещения капитала в России. При правительстве России действуетспециальный Консультативный совет по иностранным инвестициям, который имеетсвоей главной задачей содействовать притоку капиталов. С этой же целью в ноябре 1996 г. Россия осуществила первый выпускеврооблигаций, выплату процентов и погашение стоимости которых гарантируетроссийское правительство. Поскольку этот выпуск в основном размещался воФранции, необходимо было вернуть доверие французов к российскимгосударственным ценным бумагам, рухнувшее после отказа Советской России вянваре 1918 г. от долгов царского и Временного правительств. В. Черномырдинтогда же заявил о готовности России вернуть «царские долги» французскимвкладчикам. В марте 1997 г. во Франкфурте-на-Майне был представлен второй выпускеврооблигаций на сумму 1,5 млрд. дойчемарок со сроком погашения 7 лет.Экономические отношения России и ФРГ к настоящему времени оказалисьпрактически замороженными (ФРГ озабочена собственными проблемами поинтеграции бывшей ГДР в общую социально-экономическую структуру), возниклиосложнения политического свойства. Спор вызвал вопрос о реституции, то естьвозвращении культурных ценностей, вывезенных советской стороной из Германиипосле 1945 г. (государственные музейные собрания, частные коллекции,художественные ценности, награбленные фашистской Германией, в том числе и втретьих странах). В 1993 г. начинала работу совместная российско-германо-французская комиссия по реституции — часть архивных документов былавозвращена во Францию. Общественное мнение в России (а из оппозиционныхдеятелей — особенно С. Бабурин) воспротивилось возвращению культурныхценностей, - мотивируя это тем, что более 500 тыс. музейных экспонатов быловывезено во время войны из Советского Союза и назад не вернулось.Реституция была приостановлена, и Государственная Дума приступила к-подготовке соответствующего закона. Закон о реституции, запрещавший возвращение перемещенных в результатевторой мировой войны культурных ценностей, причислявший их все к трофеям иобъявлявший собственностью России, был принят Госдумой в феврале и одобренСоветом Федерации в марте 1997 г. Президент Б. Ельцин 18 марта, спустячетыре дня после начала размещения в Германии второго выпуска российскихеврооблигаций, наложил «вето» на этот закон, посчитав его несоответствующим нормам международного права. Таким образом, на некотороевремя острый вопрос оказался отложен, а Закону о реституции, чтобы вступитьв силу, при повторном рассмотрении необходимо получить не менее двух третейголосов членов Государственной Думы и Совета Федерации. В середине апреляГосдума преодолела «вето» Президента, окончательное решение теперь — заСоветом Федерация. Правительство России в 1997 г. намерено выпустить еще1—2 выпуска еврооблигаций. Наметился некоторый прогресс в экономических контактах с Японией. Вноябре 1996 г. Е. Примаков сделал официальное предложение о совместнойэкономической деятельности на Южных Курилах, японская сторона согласиласьэти инициативы изучить. Японские бизнесмены проявили большуюзаинтересованность в освоении нефтяных месторождений шельфа О. Сахалин,разработаны грандиозные экономические проекты Сахалин-1 и Сахалин-2. Ихреализация задерживается в связи с влиятельным неутверждением Закона оразделе продукции (иностранный участник совместного предприятия платит всеналоги из своей доли продукции, а оставшуюся ее часть самостоятельновывозит), крайне невыгодного российским экспортерам нефти. Оживились экономические контакты с Израилем: в марте 1997 г. премьер-министрами двух стран в Москве было подписано таможенное соглашение и целыйряд экономических проектов. Израиль заинтересован в получении из Россиинефти, газа, древесины в обмен на новейшие технологии. Проект стоимостью 3млрд. долларов предполагает транспортировку сухопутным трубопроводомроссийского газа в Израиль. В то же время крупный израильский капитал покаопасается идти в Россию. Продолжается экономическое сотрудничество с США. Россия, как и многиеразвивающиеся страны, получает безвозмездную помощь, выделяемую по решениюамериканского Конгресса. Эта помощь составляет несколько десятков миллионовдолларов в год, выделяется целевым назначением (на совершенствованиеналоговой системы, материально-техническое оснащение органов правопорядка ит. д.) и имеет условием продолжение рыночных реформ и демократизацииРоссии. Успешно зарекомендовала себя межправительственная комиссия России и СШАпо экономическому и научно-техническому сотрудничеству (комиссия "Гор-Черномырдин"). На последней по времени встрече вице-президента США А. Гораи премьер-министра России В. Черномырдина в феврале 1997 г. в Вашингтонеодним из актуальных оказался вопрос о выполнении Россией своих обязательствпо созданию совместной орбитальной космической станции «Альфа» (центр им.Хруничева выиграл конкурс на сооружение восьми модулей для станции, одинуже построен на кредит от «Боинга», на другие денег нет). Россия обещаланайти средства и ликвидировать полугодовое отставание от графика. В маебудет решаться вопрос о продолжении или прекращения партнерства, от чего вомногом зависит сохранение Россией статуса космической державы (станция«Мир» уже выработала свой ресурс, а самостоятельно создать новуюорбитальную станцию России не под силу). Перспективным может стать сотрудничество с Европейским Союзом (до 1992 г.носил название «Европейские сообщества» или «Общий рынок») — экономическим,политическим, а в скором будущем — и валютным объединением 15 европейскихгосударств. Россия заключила с ЕС соглашение «О партнерстве исотрудничестве», которое начнет осуществляться в 1997 году. Таким образом, в экономической сфере Россия выступала за нормальныевзаимовыгодные партнерские отношения с «дальним зарубежьем». Но в силуобъективных причин за Россией в международном разделения труда постепеннозакрепляется роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов, конкурентыстремятся не допустить ее выхода на мировые рынки высокотехнологичнойпродукции. Основная внешнеэкономическая задача правительства — добитьсяфинансирования российской экономики и ее выхода из кризиса за счет внешних,иностранных источников — по-прежнему далека от разрешения. Главной внешнеполитической проблемой для России с конца 1996 г. сталорасширение НАТО на восток. Именно в ходе дипломатической борьбы вокруг этойпроблемы России была наглядно продемонстрирована ее слабость и вполнеопределенно дано понять, что рассчитывать на равноправное партнерство сЗападом она не может. С расширением НАТО внешнеполитический этапподчеркнуто дружественных отношений с США может закончиться. В 1995 г. в НАТО заговорили о необходимости начать практическиемероприятия по подготовке к приему новых членов — бывших социалистическихгосударств Восточной и Центральной Европы. Россия выдвинула предложениевместо расширения Североатлантического блока повысить уровень полномочийСовещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в обеспечениивоенной безопасности и политической стабильности на континенте. СБСЕ»впервые созванное в 1975 г. в Хельсинки для политического закреплениявоенной «разрядки» в отношениях между социалистическим Востоком икапиталистическим Западом, в 1990 г. на парижской конференции былопреобразовано в постоянно действующую организацию со своим механизмомпериодических встреч на «высшем уровне» и регулярных консультаций.«Подтекст» российского предложения заключался в том, что каждое государство-член СБСЕ имеет право «вето» на принятие решений. Инициатива России невстретила позитивного отклика. В сентябре 1996 г. в Детройте президент США Б. Клинтон заявил, что будетпроисходить двуединый процесс: НАТО будет расширяться на восток, иодновременно будут развиваться дружественные отношения с демократическойРоссией. Президент США утверждал, что с окончанием «холодной войны»характер Североатлантического альянса изменился, он больше не угрожаетбезопасности России. В то же время необходимость расширения блокамотивировалась опасной непредсказуемостью внутриполитической ситуации вРоссии (в частности, событиями октября 1993 г. и началом чеченской войны вдекабре 1994 г.) Предполагалось, что НАТО и дружественная Россия вместемогли бы противостоять экспансии исламских террористических государств. Россия не согласилась с таким подходом, утверждая, что она не опасаетсявоенного нападения НАТО, но считает сосредоточение мощной военнойгруппировки вблизи своих границ потенциально опасным. Главное же —расширение НАТО при неучастии в нем России означает вытеснение ее изЕвропы, политическую изоляцию от общеевропейского процесса. Общий вывод:расширение НАТО нарушает баланс сил, а значит и стабильность а Европе,ущемляет национальные интересы России и может серьезно повлиять на характервзаимоотношений России и западных стран. В июле 1997 г. на сессии Совета НАТО в Мадриде должно быть приняторешение о приеме в блок первой «волны» постсоциалистических стран: Польши,Венгрии, Чехии (их окончательная интеграция в НАТО произойдет к 1999 г.).Для перевооружения и совершенствования военной инфраструктуры эти странырассчитывают получить 10—15 млрд. долларов. Кроме геополитических минусов,в экономическом плане для России это будет означать потерю европейскогорынка вооружений. Замечания России, что у этих стран могут возникнутьпроблемы с их ядерной энергетикой и снабжением природным газом, былипроигнорированы. С января 1997 г. началась широкая антинатовская кампания в российскихсредствах массовой информации и усиленная дипломатическая игра в попыткеповлиять на позицию США и НАТО. Российские лидеры пытались утверждать, чторасширение НАТО станет угрозой демократии в России, так как усилит влияниекоммунистов (В. Черномырдин), что Россия изменит свое отношение ккредиторам — МВФ, Парижскому и Лондонскому клубам (А. Чубайс). Наконец, вфеврале прибегли и к завуалированному «ядерному шантажу»: почтиодновременно в английской прессе была опубликована статья Г. Явлинского оботсутствии в России надежного контроля за оружием массового уничтожения,министр обороны И. Родионов допустил публичные высказывания о сниженииуправляемости и возможности потери контроля за стратегическими ядернымисилами, секретарь Совета безопасности И. Рыбкин рассуждал о праве Россиинанести ядерный удар первой в случае вынужденных обстоятельств. В течение двух месяцев перед встречей президентов России и США шелинтенсивный дипломатический торг: Россия не имела возможностивоспрепятствовать расширению НАТО, но хотела добиться максимума уступок:получить гарантии безопасности западных рубежей, получить политическиевыгоды, в частности, доступ в влиятельные международные организация.Российские интересы представлял министр иностранных дел Е. Примаков,который провел целый ряд встреч и переговоров, в первую очередь сгоссекретарем США М. Олбрайт я генеральным секретарем НАТО X. Солана, атакже с министрами иностранных дел Франции и ФРГ, министром обороны США. Первоначально Россия хотела получить право «вето» во всех вопросахдеятельности НАТО, в этом ей было твердо отказано, но обещано предоставитьголос в обсуждении политических, а отчасти и военных вопросов, возможно, врамках специального консультативного совета «Россия — НАТО». Затемроссийская дипломатия сосредоточила усилия на том, чтобы добиться принятияобязательного для всех стран НАТО документа, в котором были бызафиксированы гарантии ее безопасности. В частности, Россия требоваланераспространения ядерного оружия на территорию вновь принимаемых стран,неувеличения уровня обычных вооружений НАТО и права России в одностороннемпорядке пересмотреть договор 1990 г. об обычных вооружениях в Европе,неиспользования натовскими военными инфраструктуры, оставшейся отВаршавского договора, запрета многосторонним военным формированиям НАТОпередвигаться через национальные границы и т. д. США предложили расширитьсферу доверия и сотрудничества НАТО и России: обещали приглашать российскиевооруженные силы на все натовские учения в Европе, давать спутниковуюинформацию об изгибах линии обороны НАТО, предлагали создать совместнуюбригаду для реагирования на кризисные ситуации на континенте и т.д. В результате трудных переговоров США в принципе согласились подписатьюридически обязывающий документ, содержащий согласованные с Россией уступкипо обеспечению ее безопасности и обязательный для соблюдения всеми членамиНАТО. Но Франция и ФРГ заявили, что никакого обязывающего договора междуРоссией и НАТО быть не может, отношения между ними должны регулироватьсялишь хартией, то есть декларативным изложением взаимных дружественныхнамерений. Таким образом, вопрос о том, какой характер будет носитьсовместный документ России я НАТО, обязывающий или декларативный, зависитот содержания этого документа, от весомости уступок, на которые НАТОзахочет пойти. К моменту встречи президентов России и США компромисса в вопросерасширения НАТО найти не удалось. Интервью Б. Ельцина руководителямроссийских телекомпаний за три дня да встречи было выдержано в жесткихтонах. «Уступок ваша дипломатия сделала Соединенным Штагам достаточно,дальше уступать уже нельзя,— говорил Президент России. — Должныпродвигаться США, чтобы сохранить партнерство. Нужны равные условия. Я замногополюсность в мире, не за то, чтобы США командовали всем». И далее:«Для сдерживания у нас хватает сил, в том числе и ядерных сил. Я не боюсьнападения НАТО, я боюсь блокады России». Встреча Президента России Б. Ельцина и Президента США Б. Клинтонасостоялась в Хельсинки 20—21 марта 1997 г. Одновременно, 20 марта» вТульской области прошли самые крупные с 1991 г. тактические ученияроссийских вооруженных сия (с участием штурмовой авиации и десантников). Поглавному вопросу -— о расширении НАТО — встреча не дала конкретногорезультата. Как сказал на пресс-конференции Президент России Б. Ельцин:«Обе стороны защищали свои национальные интересы, и обе стороны неотступили от них». Б. Клинтон подтвердил, что расширение НАТО состоится, и не дал обещанийне включать в дальнейшей я этот блок страны бывшего Советского Союза. Б.Ельцин повторил» что расширение НАТО на восток — это серьезная ошибка. Соглашение между Россией и НАТО заключено не было, стороны лишьобозначили его основные параметры: нераспространение ядерного и обычногооружия на вновь принимаемые страны, неиспользование оставшейся в них послеВаршавского договора инфраструктуры, принятие принципиальных решений,касающихся НАТО, только с участием России. Неясно, какой характер —обязывающий или декларативный — будет носить это соглашение, но егонамечено подписать до июльской сессии НАТО. Президент США обещал, что встреча руководителей ведущих стран мира в июне1997 г. в г. Денвере будет проходить уже с участием России — «семерка»станет «восьмеркой». Накануне хельсинкской встречи в интервью руководителям российскихтелекомпаний Б. Ельцин дал понять, что в случае расширения НАТО Россиявынуждена будет активизировать свои отношения с Востоком: Ираном, Индией,Китаем. Похоже, этот курс начал активно осуществляться: 27 марта ПрезидентРоссии встретился с премьер-министром Индии — стороны приняли окончательноерешение о строительстве Россией двух атомных электростанций в Индии,подписали документы о финансовом и таможенном сотрудничестве (избежаниидвойного налогообложения), о продолжении военно-техническогосотрудничества. В тот же день состоялась встреча Президента России с министроминостранных дел Китая. Был согласован вопрос о предстоящей встрече главдвух государств, на апрель намечено подписание соглашения о сокращениивооруженных сил (России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) в 100-километровой зоне от границы. Китай становится стратегическим партнеромРоссии, и когда в декабре 1996 г. министр обороны И. Родионов отнес Китай кчислу потенциальных противников, правительство России немедленнодезавуировало это заявление. Россия поставляет ядерные реакторы Ираку, строит атомную электростанцию вИране, но отрицает свою помощь Ирану в создании баллистических ракет (будтобы передачу технологии ракеты СС-4). В совокупности это может означатьначало стратегического поворота во внешней политике России. Литература 1. «Новейшая история России». Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева» 1997г. 2. «История России, ХХ век». Москва «Норма», 1997 г. 3. «История России ХХ века» Москва Агентство "Фаир", 1998 г. 4. «Оружие массового поражения». Воениздат, 1994 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Россия в мировой истории (по курсу Россия в мировой истории) ([Методические рекомендации])

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация (по курсу Россия в мировой истории)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Европейское средневековье (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Античный мир (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Древневосточные цивилизации (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Эпоха возрождения и ее роль...
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация о курсу Россия в мировой истории(Учебно-методическое пособие)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Международная торговля и...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconСергейкин Олег Анатольевич мгту им. Н. Э. Баумана, кафедра мт-1 (“Металлорежущие станки”)
Несомненным преимуществом такого расположения окон является то, что окно ansys output не перекрывается другими окнами. Поэтому пользователь...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconВ. П. Харитонов, доктор техн наук, профессор мгту им. Н. Э. Баумана, лектор мастер-класса авок

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия в мировой политике (1991-1997 гг. ) факты и анализы мгту им. Н. Э. Баумана Кафедра «Истории» iconВласов А. И., к т. н., доцент кафедры иу4 ("Проектирование и технология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<