Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы»




Скачать 254.71 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы»
Дата публикации20.12.2013
Размер254.71 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Военное дело > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Неформальные лидеры в местах лишения свободы

РЕФЕРАТ «Неформальные лидеры в местах лишения свободы». ПЛАН.1. Ведение.2. Классификация осужденных к лишению свободы (исторический аспект).3. Классификация осужденных в настоящее время.4. Заключение.5. Список использованной литературы. 1. Введение. Что происходит с осужденным, когда он попадает в места лишениясвободы? Его никто не спросил, где он будет отбывать наказание, в колонииего определяют в отряд, где есть свободные места, работает он там, где нехватает работников, спит на доставшемся месте. Кроме того, у негообесценивается собственное "Я". Словом, он испытывает угрозу собственномусуществованию. Негативные психические состояния есть самый красноречивый показательопасений, но и покинуть определенное ему место заключенный не может. Чтобыкак-то обезопасить себя, вернуть самооценку, он начинает раздвигатьустановленные законом и инструкциями рамки поведения, перекраиватьустановленные порядки. Вопреки установленной законами организации отбываниянаказания начинается самоорганизация. Поскольку в местах лишения свободы существует обостренный спрос насправедливость, пусть и понимаемой по своему, поскольку права заключенныхпостоянно попираются, поставляя "пищу" для возмущения, то существуетпотребность в защите нарушений справедливости. Лидеры сообщества берут насебя эту важную роль. Остальные заключенные делегируют им право защитысправедливости, отчего они превращаются в глашатаев общих настроений. Этокачество придает им вес. Для того чтобы лучше познать современную преступность "изнутри",определить ее качественные тенденции, необходимо изучить уголовно-профессиональную среду через существующую в ней субкультуру, иными словами- так называемую "вторую жизнь", особенности которой не поддаютсястатистическому анализу и оттого порой уходят из нашего поля зрения.Субкультура - это неотъемлемый компонент устойчивого противоправногоповедения, зависящий от ряда обстоятельств. Чем, например, сильнее, строжережим содержания, тем ярче выражена субкультура. 2. Классификация осужденных к лишению свободы (исторический аспект). "Законники" былых времен. Аристократ острога, человек в почете, так называемый бродяга -человек бывалый и тертый, имеет право играть в кредит, и майданщик[1]обязан верить ему на слово. Достаточно бродяге поставить на майдан кирпичили собственный кулак - и майданщик должен дать ему кредит в полтора рублясеребром. Играет бродяга под честное воровское слово, а за словом этимбродяга не постоит, легко его дает, но далеко не всегда исполняет. Словобродяги только тогда твердо, когда он дает его другому бродяге. Раз в месяцмайданщик меняется, и все долги, которые он не успел получить спроигравших, списываются. Таков закон. Но если на майдан садится бродяга,этот закон отменяется, все обязаны долги ему вернуть неукоснительно. (Следует отметить, что со временем условия игры в карты очень сильноужесточились и теперь карточный долг подлежал своевременной выплате - долгчести арестанта. Не выплативший вовремя долг заслуживал сурового наказанияи объявлялся несостоятельным человеком. В соответствии с кодексом честиарестанта по приговору он переводился в разряд "динамы", т.е. становилсясамым отвергнутым среди отвергнутых тюремной элитой. Всем обитателям камерыпредписывалось относиться к нему как к бездомной собаке. Отныне место емудля сна отводилось у порога камеры, рядом с парашей, и это несмотря на то,что на нарах имелись свободные места. Любому из сокамерников разрешалосьего беспричинно ударить, плюнуть ему в лицо, пищу, отнять приглянувшуюсявещь. Все работы по поддержанию чистоты в камере становились обязанностью"динамы"). Воровство у товарищей дело предосудительное, но бродяга может смеловоровать у майданщика вино. В этом никто не находит ничего позорного,потому что откупщик питейного майдана не пользуется ничьим расположением,как стяжатель. Всякий более или менее значительный выигрыш сопровождаетсяпопойкой, ни один праздничный день без нее не обходится. Сколько несуществует постановлений, чтобы арестанты не имели при себе денег идокументов, не употребляли водки, не играли в карты и не имели сношений сженщинами - все эти постановления остаются без действия. Появление втюрьмах водки и других запрещенных вещей обеспечивается подкупностьюсторожей. Всякий новичок поступает в острог и в тюремную общину обязан внестиизвестное количество денег, так называемого влазного. Это повелось снезапамятных времен, с самого появления тюрем. Вообще же, всякий неопытный, поступая в тюрьму, делается предметомпритеснений и насмешек. Если у него заметят деньги, то стараются ихвозможно больше выманить. Если он доверчив и простосердечен, его спешатзапугать всякими страхами, уничтожить в нем личное самолюбие. Доведя его дожелаемой грани, помещают обыкновенно в разряд чернорабочих, то есть станутупотреблять на побегушках, определяют в сторожа карточного и винногомайданов, заставляют выносить парашу или чистить отхожие места. Слабые сдаются, твердые начинают вдумываться и кончают тем, чтообращаются за советом к бывалым людям, к законникам. Около законниковновичок в скором времени становится тем, кем он должен быть, то есть -арестантом. Потом вновь поступивший уже без руководства и объясненийпонимает весь внутренний смысл тюремного быта на практике, и через какое-товремя он - полноправный член этой общины. Арестанты неохотно и очень редко рассказывают о своих похождениях, озлодействах уже никогда. Не привыкая хвастаться своими преступлениями,арестанты все-таки с большим уважением относятся к тому из бродяг, которыйпопробовал уже и кнут и плети, стало быть, повинен в сильном уголовномпреступлении. Иерархия сложившаяся к началу ХХ века. В дореволюционных тюрьмах и на каторге к началу ХХ века сложиласьдовольно строгая иерархия среди заключенных. Власть в тюрьме принадлежалатюремным "иванам"[2] - ее аристократам, сторожилам. От их воли напрямуюзависела судьба каждого тюремного сидельца. Заслужить высший титул можнобыло только преданностью своей профессиии, многократным отсидкам. "Иван"ловок, зачастую умеет увертываться от всякой кары. С ним считается тюремноеначальство. Он - властелин тюремного мира, и только ему принадлежит правораспоряжаться жизнью и смертью сидельцев. Второе сословие - "храпы". Эти всегда и всем возмущаются, всепризнают неправильным, незаконным и несправдливым как со стороныадминистрации, так и со стороны сотоварищей От них главным образом исходятвсякие слухи и сплетни Ничто так не умиляет их, как какой-нибудь конфликт втюрьме Чаще всего они их и затевают, но при этом сами уходят в тень Многиеиз них сами хотели бы быть "иванами", но у них не хватает для этогонеобходимых личных качеств. Третье сословие - "жиганы". Мошенники, насильники, проигравшиеся вкарты и т.д. Четвертое сословие - "шпанка". У них в тюрьме не было никаких прав,одни обязанности. Они вечно голодные и гонимые. Их обкрадывали голодныежиганы, их запугивали и обирали храпы. Случайно попавшие в тюрьму, они былине способны к объединению, а отсюда и соответствующее к ним отношение. В тюрьме каждый заключенный, вне зависимости от сословнойпринадлежности, должен соблюдать "правила - заповеди арестантской жизни",традиции, обычаи, нормы поведения. Любая измена этим правилам влекла засобой кару. Кто "засыпал" товарищей по делу, всех "язычников" (доносчиков)ожидала неминуемая смерть. Избежать возмездия мало кому удавалось."Записки", указывающие на изменника, направлялись по всем тюрьмам от Киевадо Владивостока и требовали от находившихся там воровских авторитетов приобнаружении изменника "прикрыть" его дело. Отступника следовало не толькозарезать, но и обязательно провернуть нож в ране. Двадцатые годы. По исследованиям доктора юридических наук Станислава Кузьмина, в ходереволюции и в последующие годы уголовный мир растворился среди преступниковновой формации: спекулянтов, бандитов, контрреволюционеров и т.д. Кражи,хищения, спекуляция, грабежи вросли в повседневный быт граждан. Сталастираться грань между ворами-профессионалами и обывателями. Старые тюремныесидельцы, как их называли - иваны, вдруг обнаружили, что воровствоперестало быть только их профессией. «Новые» жиганы[3] на первых порах гдехитростью, а где силой сумели подмять под себя "старых" воровскихавторитетов., число которых заметно поредело в связи с активнойдеятельностью чрезвычаек, пускавших в расход воровских авторитетов, невдаваясь в прошлые их "заслуги". "Новые" оказались во главе большинствапреступных банд и группировок , где стали задавать тон на свободе и вместах тюремного заключения. Обычаи и правила преступного мира жиганы усвоили быстро и вдобавок кэтому обогатили старые традиции новыми идеями. Свою деятельность онипреподносили как выражение несогласия и протест против власти совдепии. Зажиганами прочно закрепилось название "идейные". Нэп двадцатых годов оживилчастную торговлю и предпринимательскую деятельность, появились богатые инищие. Дляновоявленных богачей открывались шикарные рестораны, казино, расцветалапроституция, сутенерство и т.д. В отличие от нынешнего времени, владельцев ценностей при нэпе не былонужды "вычислять", все они были на виду, успевай только чистить их кошелкии квартиры. Поскольку многие наживали свой капитал нечестным путем, тотолько единицы из ограбленных решались обращаться за помощью в милицию. "Идейные" насаждали свои нормы поведения в преступных сообществах,вовлекали в шайки новых членов, а за уклонение от установленных ими правилкарали смертью. Авторитеты старого преступного мира, хорошо знавшие другдруга, приняли решение дать бой "идейным", добиться победы и восстановитьсвои позиции. Началось перераспределение власти. Если на свободе "идейные"все еще правили бал, то в лагерях их опору - шпану - прибрали к рукампотомственные арестанты - иваны, паханы. К ним повсюду возвращаласьбезраздельная власть. Преступный мир знает несколько десятков воровских профессий, нонаиболее ценимые из них - результат обучения ремеслу. У воров сдореволюционным прошлым выделялась своя элита, "козлятники" - профессионалывысочайшего класса. Как правило, они уже достигли преклонного возраста, а всвоем деле стали "профессорами", и потому им доверялось обучение молодеживоровским приемам. Обучение шло и на воле и в тюрьме. Обучение в тюрьмебыло предпочтительней, потому что за плохо выполненное задание ученику неугрожал срок или физическая расправа. Над ними могли только посмеятьсясокамерники. Поэтому на жаргоне многие называли тюрьму "академией". Процесс приобщения молодежи к вступлению в семью воров был тщательнопродуман. Устанавливался кандидатский стаж не менее трех лет. За это времячеловеку всесторонне проверялся. После обучения кандидат, если он этогозаслуживал, принимал на воровской сходке "присягу", после чего становилсяобщепризнанным вором.В воровском мире всегда и во все времена ценилась верность единождывыбранному ремеслу, специализации. Это была одна из высокочтимых традиций вворовской среде, которая свято соблюдалась. Перемена специальности , даже ивременная и случайная, без уважительных причин говорила о "моральномпадении" вора (а честь в воровской среде играла огромную роль). Для воров-профессионалов России была характерна следующаяспециализация. Медвежатники - спецы по взлому сейфов. Карманники, домушники и скокари - квартирные воры. Майданники и краснушники - транспортые воры. Стопорилы - грабители с применением оружия. Голубятники - кража белья с веревок. Воздушники - воры с лотков. Одним из главных установлений воровского кодекса чести являлосьзапрещение ворам трудиться: они обязывались жить на нетрудовые доходы,вести праздную жизнь. Большинство неписанных норм диктовались соображениямиохраны касты. К их числу следует отнести запрещение иметь семью. До техпор, пока вор не отказывался от родных, его не принимали в воровскоесообщество, потому что поддержание связи с семьей могло привести к провалувора, а за ним и его сообщников. Ворам запрещалось служить в армии,состоять в общественных организациях. Воровская этика под страхом смертизапрещала подводить, выдавать, обкрадывать друг друга, наносить побои иоскорбления, даже замахиваться. Контроль за соблюдением этих правил, прием нового поколения в своиряды, разрешение конфликтов, установление новых традиций и вынесениесмертных приговоров ворам, допустившим нарушение воровского кодекса чести,возлагался на воровскую сходку, на которую обязаны были явиться все ворыобщины. Сходку мог объявлять и собирать любой из воров. Для решения особо важных вопросов, касавшихся всей касты воров,созывались воровские съезды представителей различных воровских общин. Предвоенные и военные годы. В первые годы существования ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь)практически все административные и хозяйственные должности на лагерныхпунктах, начиная с начальника лагпункта и кончая дворником, занималиосужденные. Главной опорой руководства лагерей являлись ранее судимые, ибокто, как не они, знали все тюремные порядки. Именно они занимали всехлебные места. Они внесли в лагеря тюремные порядки, поскольку первыминачали осваивать "гулаговский материк" уголовники. Но жизнь в лагере заметно отличалась от тюремной. С одной стороны, нетпривычных тюремных атрибутов: зловонной параши, решеток, запоров замков. Сдругой, приходилось каждый день отправляться на работу, с которой многие ина свободе не были знакомы. Добавку к котловому довольствию можно былополучить только в посылке или передаче. Можно было отовариться в ларьке, нодля этого требовалось выполнять норму выработки на производстве. Кое-коговыручали карты и другие азартные игры. Поскольку за игру в картыадминистрация сурово наказывала, заключенные прибегали к давноапробированным в тюрьмах играм "под интерес" с использованием тараканов.Для этих целей тараканов отбирали специально и держали в неволе, чтобы нелишиться "скакуна". С не меньшим азартом следили заключенные и за гонкойвшей. Для этого занятия выбирались наиболее крупные особи. Верхняя частькружки по ободку смазывалась медом. Вшей метили и помещали рядом в центреобозначенного круга, накрывали кружкой. Время от времени кружкуприподнимали,. Выигрывал тот, чья вошь первой прилипала к краю кружки. Условия содержания в исправительно-трудовых лагерях были таковы, чтопозволяли воровской элите собирать сходки в масштабе лагеря, но и проводить"съезды", на которых присутствовали "делегаты" от всех лагерей.Выработанные на таких сходках основные нормы поведения сводились кследующему: - запрещалось жить за счет собратьев; - лгать своим товарищам; - заниматься общественно - полезным трудом; - состоять в общественных организациях; - служить в армии; - иметь семью и вести оседлый образ жизни; - враждовать на почве национальных различий; - признавать законы государства; - стремиться к досрочному освобождению; - вмешиваться в политику; - заниматься коммерцией и спекуляцией; - предъявлять претензии к ворам без разрешения сходки; - проводить "правилки" (суды чести) в нетрезвом состоянии; - брать в руки оружие; - не выполнять решений сходки; - иметь контакты с органами правопорядка; - совершать хулиганские действия. Воровское сообщество обязывало своих членов следить за порядком в ИТЛ,устанавливать там полную власть воров. В противном случае они должны былиотвечать за положение дел перед сходкой воровских авторитетов. В норму вошли три вида наказаний провинившихся. Публичная пощечина,исключение из сообщества ("ударить по ушам"), то есть перевести в разряд"мужиков", и третье, наиболее распространенное в 30-50-х годах , - смерть. В 30-х годах в лагерях четко прослеживалась уголовная иерархия. Вусловиях свободы таковой не наблюдалось: блатной мир белился лишь на урок иореурок. В лагерях же имелись паханы, подпаханники, шестерки, быки. Блатаризанимались посты бригадиров и нарядчиков, ежедневно выгоняли «пятьдесятвосьмую» на общие работы и выколачивали нередко в буквальном смысле нужныйтрудовой показатель. Не работали только паханы. Они присматривали за общимпорядком в лагере, отдыхая на нарах после игры в карты. Задокументировать хотя бы приблизительное рождение «воров в законе»никому не удалось. Блатная летопись также хранит молчание. Оперативныеисточники УГРО фиксировали это словосочетание, но значения ему непридавали. По крайней мере, в служебных отчетах и сводках о законниках неупоминалось. Высшим воровским титулом награждали на специальной воровской сходке.Сами воры этот процесс называли коронацией. Вместе с короной новоиспеченныйзаконник получал кличку (если не имел раньше) и право на определеннуютатуировку. Теперь он приглашался на сходки, где имел свой голос. В августе 1937 года лагеря получили приказ Н.И. Ежова, в соответствиис которым требовалось подготовить и рассмотреть на "тройках" дела на лиц,которые "ведут активную антисоветскую, подрывную и прочую деятельность вданное время". Удар обрушился и на лидеров воровского сообщества. Всего наосновании приказа Ежова по всем лагерям НКВД было расстреляно более 30тысяч человек, большинство из которых составляли именно лидеры преступныхгрупп. В начале войны было по всем лагерям объявлено, что те, кто желаетискупить свою вину на фронте, будут освобождены и направлены в Краснуюармию. В первые же дни свое согласие дали 420 тысяч человек, более четвертивсех заключенных, а к середине войны таких было уже около миллиона. После начала войны в лагерях стали циркулировать слухи о том, что всенеоднократно судимые будут вывезены на Север и ликвидированы, как в 1937-38годах. В лагерях стали подготавливаться вооруженные восстания. Одна изповстанческих организаций сформировалась на лагерном пункте "Лесорейд"Воркутинского ИТЛ НКВД. 24 января 1942 года руководители повстанцевразоружили охрану, освободили всех заключенных. Через несколько часов былзахвачен районный центр, здание районного НКВД и КПЗ. Попытка разоружитьвоеннизированную охрану Печерского речного пароходства и завладетьаэродромом не удалась. В течение недели с большими человеческими потерями собеих сторон выступление заключенных было подавлено. Шесть руководителейповстанцев, не желая сдаваться покончили с собой во время последней атакибойцов военнизированной охраны. Выступление заключенных имело последствия. Уже в феврале 1942 годабыла введена инструкция, по которой предписывалось применять оружие дажепри отказе осужденных приступить к работе после двукратного предупреждения.Завязалась тяжелая борьба воров с органами за свои принципы. Менее стойкие воры , не сумевшие уклониться от работы, исключались изворовского сообщества и пополняли ряды "отошедших". Послевоенные годы. После войны обстановка в лагерях резко обострилась. В зону вернулисьбывшие советские уголовники, которые отбывали срок в Германии, а такжеслужившие в армии и совершившие там преступления. Прибыв в лагеря, они стали объявлять себя авторитетами масти "вор".Однако они стали получать отпор со стороны воров, отбывавших наказание вовремя войны в советских лагерях. Новоприбывших в лагеря не признавали авторитетами в силу того, чтоони, выразив желание пойти на фронт, нарушили неписаную воровскую норму ипредали воровскую идею: не состоять на государственной службе и жить толькоза счет воровства. Кроме того, они брали в руки оружие, что тоже былонарушением воровской нормы. В силу возникающих конфликтов по всем лагерям и на свободе проводилисьбольшие воровские сходки, на которых обсуждался статус пришлых. Такиесъезды проводились в московских Сокольниках (1947 год), в Казани (1955), вКраснодаре (1956 год). Съезды собирали по 200-400 делегатов. При этом вМоскве и Краснодаре были осуждены и убиты несколько воровских авторитетов. На сходках все прибывшие из-за рубежа объявлялись вне воровскогозакона. Но среди "военщины" было довольно много "вождей" и "идеологов"преступной среды прошлого, которые не хотели мириться с тем униженнымсостоянием, на которое их обрекали "правоверные воры". На этой почве междугруппировками возникали острые конфликты, перешедшие затем в жестокиесхватки. Видные воровские авторитеты "военщины", при поддержке такназываемых "польских воров", на своей сходке решили, что если их непризнают старые воры, то они внесут существенные изменения в неписаныеворовские нормы. И они объявили их в 1948 году. Отныне этой категории воров разрешалосьработать нарядчиками, дневальными, заведующими столовыми и т.д. Война междустарыми и "польскими ворами" приобретала различные формы. При случае"польские воры" заставляли придерживающихся старых воровских норм припомощи насильственных мер (так называемого "трюмления") отказываться отпрежних идей. Для этого был даже придуман обряд целования лезвия "сучьего"ножа. Такую категорию воров именовали "отколотыми". "Отколотых" воров не принимали не "польские", ни старые, и им ничегоне оставалось, как объединившись объявить войну и тем и другим.Противостояние нередко заканчивалось поножовщиной, воры убивали "сук","суки" - воров. Если в руки "военщины" попадал "центровой вор", топоследнего не "пришивали", "- "обезвреживали" путем акта мужеложства."Обезвреженный" вызывал вполне понятное сочувствие со стороны прежнихавторитетов, однако в их среду не допускался. Таким образом среди воровской элиты образовались три враждующиегруппировки. Администрация лагерей вынуждена была изолировать их друг отдруга, поскольку только таким образом удавалось избежать большихчеловеческих жертв. В конце сороковых и в начале пятидесятых годов в очень трудноеположение попали "мужики", которые стали терпеть притеснения от воров и отвраждующих с ними группировок блатарей. Общие кассы перестали справлятьсясо своими функциями, поскольку в зонах резко увеличилось число авторитетов.С "мужиков" был повышен размер дани до половины заработка. Всякий протест сих стороны резко пресекался ворами и "поляками" руками фраеров. Внескольких ИТЛ произошли открытые выступления "мужиков" против воров и"сук". "Мужики" выдвинули лозунг мести и кровавой вражды, и потому сталиназываться "беспредельщиками", "махновцами" (т.е. людьми, не признающимиворовских законов). В лагерях начались массовые беспорядки, поджоги. Начальники многихлагерных пунктов стали обращаться в высшие инстанции с просьбой прислать имспециальные группы "паханов" из числа рецидивистов для "наведения порядка". Для стабилизации выходящей из-под контроля властей обстановки былпредпринят ряд практических мер. Воров-рецидивистов стали переводить натюремный режим, для них специально выделили крупные тюрьмы - Тобольскую,Вологодскую, Новочеркасскую, Златоустовскую. Кроме того, началась активнаяизоляция их в специальные лагеря строгого режима, штрафные подразделения,помещения камерного типа и т.п. Власти всеми силами стремились разложить воровские группировки. Указомот 13 января 1953 года к ним было допущено применять смертную казнь забандитизм в лагерях. К концу пятидесятых годов прекратились массовыебеспорядки воров. "сук", беспредельщиков. Принцип работы карающих органовотныне формулировался так: "Каждой возникающей группировке должен бытьположен конец в том лагере, где она возникла". В лагерях стали вводится советы актива, массовые секции и товарищескиесуды. Широко проводилась компрометация авторитетов. В результате многиеблатари не выдерживали давления и подписывали письма и заявления с просьбойне считать их больше ворами в законе. Таких на зонах называли "прошляками"или "лопнувшими". Метод подписки письменных отречений именовался "ломкой". В результате в 60-х годах руководство МВД объявило о том, чтопроизошло "окончательное разрушение преступной организации и исчезновениеворовских традиций и обычаев". Было обещано показать последнегопреступника по телевидению в 1980 году... На самом деле все это было, конечно, не так. Примерно на двадесятилетия традиции эти ушли в подполье, воровское сообщество проводилокоренную реорганизацию своих рядов. В тюрьмах, ИТК особого режима сталиформироваться костяки воровских группировок, куда входили авторитетныефраера, возглавляемые ворами. Фраера, которые в период "сучьей" войныподдержали авторитетов и этим заслужили их доверие, стали основной опоройпаханов. Следующей по авторитету группой являлись "мужики", которые делились наподгруппы: 1. "Хорошие парни" - те, кто полностью признают воровские понятия и законы, но не заслужили права находиться в воровском сообществе. Они относятся к категории отрицательно настроенных. 2. "Центровые ("козырные", "воровские") мужики" - осужденные, имеющие непосредственные контакты с авторитетами, соблюдающие "кодекс чести арестанта". 3. Мужики - основная группа. Не нарушающие тюремных традиций и обычаев, одни по убеждению, другие из опасности возмездия. 4. "Серые мужики" - частично деградировавшие люди, не следящие за собой. Среди авторитетов они абсолютно не пользуются уважением, но и не преследуются. Третья категория - осужденные, преследуемые авторитетами за нарушениетрадиций и обычаев. "Отверженные" или "гашеные". К ним относятсяпровинившиеся воры, фраера ("суки отошедшие"), неплатежеспособные должники(фуфлыжники), "самозванцы", уличенные в краже у товарищей ("крысы"),сотрудничающие с администрацией (стукачи), скрытые гомосексуалисты и те,кто участвовал в секциях профилактики правонарушений ("повязочники"). Последнюю ступень в этой иерархии занимают пассивные гомосексуалисты("обиженные", "опущенные"). Со стороны авторитетов они обычно непреследуются, так как уже получили возмездие. Следует отметить, что развитие мужеложство получило в конце сороковыхгодов, но массовые размеры стало приобретать с конца шестидесятых. Покрайней мере, еще в середине шестидесятых годов в лесных ИТУ проблемагомосексуализма остро не стояла. Каждый лагерный пункт обслуживалсяпроституткой, которых немало завезли во времена Хрущева на Урал, в Сибирь,на Север и Дальний Восток. За плату она была доступна не толькорасконвоированным осужденным, но и тем, кто выводился на рабочие объектыпод охраной. Как правило, раз в неделю она заходила на рабочий объект довыставления постов караула, весь день обслуживала желающих за плату, апосле съема охраны покидала территорию. 3. Классификация осужденных в настоящее время "Воры в законе". Это лица (как и в 50-е года), получившие такоеназвание на специальной воровской сходке, как правило неоднократно судимыеи глубоко усвоившие криминальную субкультуру. Они по-прежнему считаются"идейными" преступниками. Абсолютное большинство судимо за корыстные,корыстно-насильственные преступления и сбыт наркотических веществ. Среднийсрок наказания в местах лишения свободы достигает, по нашим данным, 13-15лет. Как и раньше, вступление в сообщество ограничено и связано ссоблюдением ряда формальностей. Основные требования к кандидатам следующие:преданность воровской "идее"; обладание организаторскими способностями ипреступным опытом; знание воровских "законов"; отсутствие"компрометирующих" данных (служба в армии, работа в ДНД, государственныенаграды); наличие авторитета среди профессиональных преступников,письменные или устные рекомендации от них. Однако по неформальным нормамповедения нынешние "воры в законе" существенно отличаются от группировокрецидивистов 50-х годов. Перечисленные выше условия в целом соблюдаются, но даже в этой, своегорода элитарной среде проявляется все сильнее заявляющая о себе паразитарно-анархическая сущность современного профессионального преступника. Повыражению одного рецидивиста, "то, что когда-то считалось неполноценным,сегодня, напротив, возвеличено, то, что презиралось, ныне возвышено". Психология воров, особенно нового их поколения, претерпеласущественные изменения, а вместе с тем модифицировались и сами "законы".При изучении личности 73 "воров в законе" оказалось, что 11 из них не имелисудимости. Столь грубое отступление от воровских традиций связано с тем,что прием осуществлялся за деньги. Подобные случаи вступления в воровскоесообщество "за взятку" стали распространенными и способствовалираспределению преступников на "новых" и "старых". Новое поколение считаетдопустимым такой прием, с помощью которого идет пополнение денежных фондов. Современные "воры в законе" в отличии от воров 50-х годов стараютсятщательно маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешнезаконопослушный. Изменилось и само понятие преступника данного типа. Во-первых, сам он уже не совершает преступлений, а делает это с помощью другихлиц ("пехоты"). Во-вторых, его деятельность связана преимущественно срешением организационных вопросов, нередко таких, за которые в 50-е годысходка приговаривала к смерти. В частности, "вор в законе" стремитсяустанавливать контакты с работниками правоохранительных органов и иныхадминистративных учреждений, он может отступать от любых неформальных норм,лишь бы это шло на пользу ему и его окружению. В-третьих, он отходит дажеот занятия кражами. Только четвертая часть изученных "воров в законе" имелаотношение к тайному хищению чужого имущества. Остальная масса занималасьорганизацией рэкета, азартных игр и преступлений, связанных с наркоманией.Таким образом, можно сделать вывод, что понятие "вор в законе"трансформировалось и приняло совершенно иную, причем более социальноопасную криминальную окраску. Тем не менее сегодня следует различать две категории "воров в законе":лиц, жестоко придерживающихся старых воровских традиций (они получилиназвание "нэпманских воров"); преступников, модифицирующих старые положенияблатного "закона", устанавливающие новые неформальные нормы поведенияприменительно к изменившимся социальным условиям. Между ними ведетсяборьба, в основе которой стоит неприемлемость "старыми" новых воровскихустановок. Они обвиняют новое поколение "законников" во лжи, корысти,называют их "сторожами" расхитителей и пытаются подорвать их авторитет всреде уголовных элементов. "Новые" стремятся путем подкупа и угроз привлечьна свою сторону наиболее авторитетных представителей старой группировки, анередко уничтожают их физически. В целом для данной категории профессиональных преступников типичныследующие принципиальные неформальные нормы поведения, определяющиеструктуру группировки и некоторые ее функции: пропаганда преступного образа жизни, воровской "морали", "этики", "справедливости", активное расширение своего окружения путем привлечения молодежи, усвоившей воровские традиции и обычаи; поддержание тесной связи с лидерами других воровских сообществ, оказание на них влияния, определение "воровской тактики" и формулирование новых неформальных норм поведения; организация общих денежных фондов и их пополнение; выявление расхитителей, мошенников и иных лиц, живущих на нетрудовые доходы, с целью установления контроля за ними; оказание материальной помощи осужденным ворам, их семьям и другим лицам из их окружения; принятие коллективного решения о проведении воровских сходок и по вопросам, рассматриваемым на них. Повестка сходки определяется в отличие от 50-х годов не одним вором, а группой лиц ("сообщаковой братвой"). Обсуждаемые вопросы предварительно ворам не сообщаются, интересоваться ими не принято и считается подозрительным. Воровская сходка - это форма коллективного решения наиболее важных вопросов "воровской жизни", таких, например, как определение источников пополнения денежных фондов, ликвидация лиц, предавших интересы сообщества, разрешение каких-либо противоречий, возникающих в среде преступников, изменение форм и методов противоправной деятельности. Места сходок определяются заранее, для чего используются любые благоприятные легальные условия - свадьбы, крестины, именины и даже похороны. В условиях ИТУ сходки нередко организуются в областных, межреспубликанских и республиканских больницах для лечения осужденных; ведение контрразведывательной работы в отношении сотрудников уголовного розыска, что нередко достигается с помощью коррумпированных связей; распространение ложных слухов, дезинформирующих главарей соперничающих группировок; обеспечение безопасности лидеров уголовной среды; осуществление судейских функций по разрешению возникающих среди преступников конфликтов, рассмотрению совершенных ими проступков и нарушений норм воровской "морали", определение мер наказаний виновным. В исправительно-трудовых учреждениях эти особо опасные лидеры помимовышеназванных установок придерживаются некоторых особых норм поведения,обусловленных спецификой условий нахождения осужденных в изоляции. Онидолжны: общаться только с лицами себе подобными либо приближенными к воровской касте; все недозволенное в ИТУ делать через посредников, для чего иметь так называемую "пристяжь" (своего рода слуг). Ее составляют лица, выполняющие за "вора" черновую работу, отдельные поручения ("шестерки"), берущие его вину на себя ("громоотводы"), выполняющие карательные функции ("быки", "солдаты"); иметь нелегальный канал связи с внешним миром ("дорогу"), по которому осуществляется доставка запрещенных предметов, продуктов питания, денег; руководить группировкой отрицательной направленности, которая по их заданию распространяет ложные слухи в отношении осужденных, вставших на путь исправления, "обрабатывает" вновь прибывших в зону осужденных и т.п.; занимать наиболее удобные, лучшие места в общежитиях, камерах (около окон, в углах, на первых ярусах коек, нар), столовых, банях, клубах и т.п., что делается в ущерб другим осужденным; тактически умело подрывать авторитет администрации и актива осужденных, использую допущенные ими ошибки и просчеты, при необходимости провоцировать отдельных сотрудников ИТУ и членов актива на допущение срывов, ошибок; выполнять указания администрации с выгодой для себя и приближенных осужденных, не давать работникам ИТУ никакой информации о внутренней жизни осужденных; изыскивать возможность работать на престижных, легких работах (бригадирами, нарядчиками, парикмахерами, банщиками), не участвовать в ремонте и строительстве инженерно-охранных сооружений, выполнять нормы выработки за счет других осужденных; активно выявлять среди работников ИТУ и военнослужащих охраны лиц, могущих вступить в противоправные контакты; носить по возможности форму не установленного образца, иметь широкий ассортимент предметов туалета. "Авторитеты". Это профессиональные преступники, занимающееопределенное положение в уголовной среде, пользующиеся в силу разных причини обстоятельств признанным авторитетом. Такие лица есть среди карманных иквартирных воров, мошенников, скупщиков и сбытчиков антиквариата и другихпреступников. Эта категория дифференцируется на две группы. Первую условно можноотнести к приближенным "воров в законе", из них рекрутируется воровскоесообщество. В зависимости от особенностей преступной деятельности и местныхрегиональных условий "авторитеты" получили разное жаргонные обозначения,что создает неправильное мнение о большом числе самостоятельных,обособленных группировок, имеющих якобы присущую им иерархию, - "фрайера","козырные фрайера", "блатные", "свояки" и т.п. Вторая группа преступников является независимой в силу своихматериальных возможностей. Она имеет окружение, личную охрану,консультантов. Чаще всего в роли авторитетов выступают крупные шулера ивымогатели, с которыми "воры в законе" вынуждены считаться и идти наопределенные компромиссы. В целом анализируемая категория преступников придерживается правилповедения, характерных для "воров в законе", но в отличие от них не может: созывать воровские сходки, организовывать общие денежные фонды в местах лишения свободы или распоряжаться средствами собранных "касс"; участвовать в воровских сходках с правом решающего голоса, принимать решения, относящиеся к компетенции "воров в законе"; осуществлять судейские функции, за исключением права решать конфликты, возникшие в своем окружении. Отдельных лиц из числа этой категории преступников "воры в законе"назначают ответственными за определенный участок противоправнойдеятельности. Но может быть выдвинуто и другое лицо, которое сразу жезанимает положение "авторитета" зоны; в отдельных случаях ему выдаетсядокумент ("мандат"), подтверждающий полномочия. Более того, если в ИТУ тогоили иного региона нет "воров в законе", то "смотрителя зоны" назначаютпреступники, находящиеся на свободе. "Шестерки" - категория преступников, стоящая на низшей ступенииерархии, занимающая как бы рядовое положение среди описанных выше"авторитетов". Но без не мыслима жизнь вышеперечисленных категорийпреступников. В некоторых регионах их жаргонное обозначение другое. Так, вЯкутии они называются "чичиками" ("чичак" в переводе означает "птичка").Преступная деятельность "шестерок" связана с непосредственным совершениемпреступлений, выполнением поручений лидеров уголовной среды. Они, например,выступают в роли "наводчиков", сбытчиков похищенного, посредников,связников, сборщиков денежных средств и т.п. В условиях свободы "шестерки"могут возглавлять преступные группы, иметь свое окружение, но при этомстрого подчиняются уголовному "авторитету". В местах лишения свободы онисоставляют окружение лидеров, их прислугу. "Достойная" смена. Исследование показало, что аналогичныестратификационные процессы наблюдаются среди несовершеннолетних устойчивыхпреступников. Они также дифференцируются на категории, придерживающиесяуголовно-воровских традиций и занимающие определенное положение вкриминальной среде. По данным Н.М. Якушина, в последние 15 лет выделилисьтакие категории несовершеннолетних преступников, которые будучи связанынеформальными нормами, получили название "воров в законе", "шерстяных","борзых", "пацанов", "опущенных" и т.п. Это наблюдается как в условияхсвободы, так и в целом ряде специальных школ для несовершеннолетнихправонарушителей, в ВТК. Участники неформальных групп несовершеннолетних вомногом копируют свой антиобщественный образ жизни с профессиональныхпреступников, при этом модифицируя их "законы" и традиции применительно кспецифике ВТК и подростковой психологии, устанавливают новые правиламежличностных отношений, которые по жесткости и "принципиальности"значительно превосходят нормы, бытующие у взрослых преступников. Заражениеворовскими "идеями", как показало изучение, наиболее типично для областныхи межреспубликанских больниц, где концентрируются "воры в законе" и гденесовершеннолетние находятся вместе со взрослыми, имея возможностьпостоянного с ними контакта. Типичным отражением уголовно-воровских традиций в поведениинесовершеннолетних являются создаваемые ими группировки в г. Казани,Ульяновске, Йошкар-Оле, которые помимо всего прочего собирают средства дляобщих касс профессиональных преступников с целью оказания помощиосужденным, находящимся в местах лишения свободы. 4. Заключение. В связи с тем, что имеются обще разделяемые ценности, существуетреальная возможность для появления принципов поведения. Посколькуобразуются группы, члены которых отличаются ориентациями на разныеценности, постольку возможен раскол, так как есть противоречия в интересах. Потому, что в сообществе есть группы, различающиеся интересами,принципы поведения не способны быть регуляторами поведения. Но в связи стем, что в общности выделились группы, отличающиеся сплоченностью,усматривающие свое предназначение в сохранении ценностей сообщества, чьядеятельность опирается на принципы поведения и, следовательно, пользуетсяподдержкой сообщества, появляется реальная сила, которая может принудить кисполнению правил поведения, а также нормопорядок, то есть правилаприменения «своих» законов, порядок исполнения санкций неформальных«кодексов поведения». Заключенные, которые решились на борьбу за авторитет среди товарищей,уже самим этим фактом противопоставили себя администрации, да и не толькоей - они, примкнув к «мы», еще дальше отодвинулись от общества. Неудивительно, что активно поддерживают неформальных лидеров, входят в ихокружение заключенные с большими сроками лишения свободы,, проведшие вместах лишения свободы много лет. Они уже порвали всяческие связи собществом. Им заменило его свое собственное сообщество, где сосредоточенывсе их интересы, все ценности. Причем это не пассивное, а активноепротивостояние. Так, например, они не могут признать вину, если сами илидругие сомневаются в справедливости приговора. Следовательно они лишаютсявозможности быть условно досрочно освобожденными. Оставление интересовсообщества приводит их к конфликтам с администрацией. Таким образом, в наличии неформальных групп противоречие, исходноприсущее наказанию в виде лишения свободы, как бы материализуется.Появляются устойчивые группы людей, которые открыто заявляют, что собществом им не по пути, что администрация мест лишения свободы врагинтересам сообщества, что заключенные, сотрудничающие с администрацией,предатели интересов тюремного братства. Список использованной литературы.1. Криминология. Учебное пособие. М., 1997.2. Хабаров А. Тюрьма - зона. М., 1996.3. Кучинский А.В. Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе. Донецк, 1997.4. Гуров А.И. Профессиональная преступность. М., 1990.5. Подлесских Г.Ю., Терешков А.Я. Воры в законе: бросок к власти. М., 1994.6. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.-----------------------[1] От названия игры майдан, человек, который ведет игру.[2] «иван» - пользовались авторитетом среди осужденных, представляливерхушку криминальной среды того времени.[3] Руководители преступных групп.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconДепрессивные реакции у у женщин молодого возраста, находящихся в местах лишения свободы
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconЗакон Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине"
Статья 3 Считать пострадавшими от репрессий и подлежащими реабилитации: лиц, которые родились в местах лишения свободы у женщин из...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconОтчет о проведении консультаций с общественностью по обсуждению вопроса...
«О предоставлении социальных услуг гражданам, освободившимся из мест лишения свободы»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconАкция «Подари апельсин»
Цель акции: своими делами показать пример милосердия и доброты людям, находящимся в местах лишения свободы; донести до общественности,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconПротокол
«Обсуждение актуальных вопросов социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Рудольф Штайнер и его Философия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconУкраина
Обращение к работодателям города Керчь по приему на работу лиц, освободившихся из мест ограничения/лишения свободы

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconПравовой режим свободы предоставления услуг в рамках права европейского союза
ЕС, выявлена классификация видов услуг, выявлено понятие свободы предоставления услуг, выделены необходимые условия свободы делового...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Неформальные лидеры в местах лишения свободы реферат «Неформальные лидеры в местах лишения свободы» iconУкраина ясиноватский городской совет исполнительный комитет решение
О мероприятиях по социальной защите бездомных граждан и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, во время чрезвычайных ситуаций...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<