Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность "лечебное дело"




Скачать 135.43 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность "лечебное дело"
Дата публикации22.02.2014
Размер135.43 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Военное дело > Методическое пособие
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра госпитальной педиатрии № 2 и неонатологии

Методическое пособие

для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета

(специальность "лечебное дело")

к практическому занятию по госпитальной педиатрии


Модуль 1. Педиатрия.

Содержательный модуль 4. Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов мочевой системы у детей. Неотложная помощь при основных неотложных состояниях.

Тема 9. Дифференциальная диагностика инфекционно-воспалительных заболеваний мочевой системы у детей. Дифференциальная диагностика наследственных заболеваний мочевой системы у детей.
Автор: ассистент О. Н. Таран

методические рекомендации

утверждены на заседании кафедры

"_____"_________________ 2011г.

Протокол №________

Зав.кафедрой__________ Ю.К.Больбот


Переутверждено "_____"_______________201 г. Протокол №____

Переутверждено "_____"_______________201 г. Протокол №____

Переутверждено "_____"_______________201 г. Протокол №____

Переутверждено "_____"_______________201 г. Протокол №____

^ 1. Тема 9: Дифференциальная диагностика инфекционно-воспалительных заболеваний мочевой системы у детей. Дифференциальная диагностика наследственных заболеваний мочевой системы у детей. Ведущие клинические симптомы и синдромы при инфекционно-воспалиетльных заболеваниях мочевой системы (инфекции мочевой системы, уретрите, цистите, пиелонефрите), дисметаболических нефропатиях, наследственных тубулопатиях (фосфате-диабете, синдроме Дебре-де Тони-Фанкони, почечном несахарном диабете, почечном тубулярном ацидозе) и интерстициальном нефрите у детей. Клинические варианты течения и осложнения инфекционно-воспалительных заболеваний мочевой системы, интерстициального нефрита, дисметаболических нефропатий и наследственных тубулопатий у детей. Данные лабораторных и инструментальных исследований. Дифференциальная диагностика наиболее распространенных инфекционно-воспалительных заболеваний мочевой системы, интерстициального нефрита, дизметаболических нефропатий и наследственных тубулопатий у детей. Тактика ведения больного ребенка. Неотложная помощь при острой задержке мочи. Профилактика уретрита, цистита, пиелонефрита.- 6 часов.

^ 2. Место проведения: учебный класс, соматическое отделение.

3. Цель: Уметь провести обследование больных и выделить основные синдромы при инфекции мочевой системы, пиелонефрите, дисметаболических нефропатиях, наследственных тубулопатиях, интерстициальном нефрите; уточнить этиологический фактор и объяснить основные патогенетические механизмы развития заболевания; составить план обследования больного, оценить данные лабораторных и инструмен-тальных исследований; поставить предварительный диагноз и провести дифференци-альную диагностику инфекции мочевой системы, пиелонефрита, дисметаболических нефропатий, наследственных тубулопаий, интерстициального нефрита; определить лечебную тактику, выбрать рациональную схему диспансеризации больного и определить прогноз инфекции мочевой системы, пиелонефрита, дисметабоических нефропатий, наследственных тубулопатий и интерстициального нефрита.

^ 4. Профессиональная ориентация студентов: Проблема микробно-воспалительных болезней мочевой системы у детей продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в детской нефрологии, поскольку эта группа заболеваний занимает первое место в структуре нефропатий, значительно опережая распространенность гломерулонефрита и других поражений почек. Пиелонефрит встречается наиболее часто среди микробно- воспалительных заболеваний у детей. Его распространенность в разных регионах страны колеблется от 0,5 % до 3,5 % среди детей разного возраста. В структуре заболеваний органов мочевой системы пиелонефрит занимает первое место и составляет до 70 % всей нефрологической патологии. Поэтому знание диагностики и принципов терапии инфекции мочевой системы является необходимым в практике врача.

В структуре нефропатий у детей определенное место занимают наследственные и врожденные нефропатии, которые, по данным разных авторов составляют 14-20 % всех заболеваний почек. Но, скорее всего, этот показатель еще выше, так как нередко приобретенные заболевания почек возникают на фоне недиагностированных врожденных нефропатий.

Необходимость усвоения данной темы для врачей определяется не только тяжестью течения вышеуказанных заболеваний, сложностью их лечения и неоднозначностью прогноза, а и возрастающей их частотой среди детей. Т.е., изучение студентами проблем диагностики и дифференциальной диагностики инфекционно-воспалительных и наслед-ственных заболеваний мочевой системы у детей является актуальным и необходимым.

^ 5. Базовый уровень знаний и умений:



п/п

Дисциспліна

Знати

Уміти


1.

2.

3.

4.


1.

Нормальная анато-мия, гистология

Строение почек и почечных сосудов, структуру нефрона

Оценивать форму, размеры, положения, подвижность по-чек по данным рентгенограмм


2.

Нормальная физио-логия, биохимия

Основные функции почек и механизмы их обеспечения





3.

Микробиология

Характеристику основных возбудителей инфекций моче-вых путей

Оценивать результаты микро-биологических исследований мочи


4.

Патфизиология

Патогенез почечных отеков, протеинурии, лейкоцитурии, эритроцитурии, тубуло интер-стииальных поражений почек

Оценивать показатели общего анализа мочи, почечных проб, состояние функции почек по данным биохимических иссле-дований

5.

Пропедевтика детских болезней

Семиотику заболеваний почек

Уметь собрать анамнез, про-вести объективное обследова-ние нефрологического больно-го, выделить основной

6.

Фармакология

Механизм действия противо-воспалительных, мочегонных, гипотензивных препаратов, антиагрегантов, антикоагу-лянтов, основных групп анти-биотиков

Определить основные группы врачебных препаратов, приме-няемых в нефрологии. Рассчитать дозу лекарственно-го препарата у детей в норме и в условиях нарушения функ-ции почек


7.

Факультетская педиатрия

Основные клинические прояв-ления инфекции мочевыводя-щих путей, пиелонефритов, дисметболических нефропа-тий у детей, принципы кура-ции нефрологических боль-ных, факторы риска хрониза-ции пиелонефритов

Оценивать тяжесть состояния ребенка, выбирать наиболее адекватные методы лаборатор-ного и инструментального об-следования, давать клиниче-скую интерпретацию получен-ных результатов, оформлять историю болезни ребенка



^ 6. План проведения практического занятия:




Этапы

Время

в мин.


Учебные пособия, оснащение


Место

проведения


1.

Проверка присутствующих.

5




Учебная

комната


2.

Проверка исходного уровня

знаний.

30

Вопросы.


Учебная

комната


3.

Курация больных

(самостоятельная работа с больными).

65

Больные


Соматическое

отделение


4.

Клинический разбор тематиче-ских больных.

90

Протоколы, таблицы, граф логические структуры, алгоритмы

Соматическое

отделение

5.

Проверка усвоения темы.

Решение ситуационных задач.

30

Вопрос. Задачи

Соматическое

отделение

6.

Работа с результатами вспомога-тельных методов исследований.

15

Результаты вспомогатель-ных методов исследований

Учебная

комната


7.

Проверка усвоения темы. Итоговый контроль знаний

20

Тесты

Учебная

комната

8

Подведение итогов занятия

5




Учебная

комната


^ 7. Перечень теоретических вопросов, которые рассматриваются на занятии:

1. Клиническая классификация инфекций мочевыводящих путей и пиелонефрита.

2. Основные клинические симптомы и синдромы ИМВП, пиелонефрита, дисметаболи- ческих нефропатий, наследственных тубулопатий, интерстициального нефрита.

3. Клинические варианты течения и осложнения ИМВП, пиелонефрита, дисметаболи-ческих нефропатий, наследственных тубулопатий, интерстициального нефрита.

4. Критерии диагностики инфекций мочевых путей (бессимптомная бактериурия, инфекции нижних мочевых путей, острый и хронический пиелонефрит, дисметабо-лические нефропатии, наследственные тубулопатии, острый и хронический интерсти-циальный нефрит).

5. Дифференциальная диагностика ИМВП, пиелонефрита, дисметаболических нефропа-тий, наследственных тубулопатий, интерстициального нефрита.

6. Рациональная антибиотикотерапия ИМВП и пиелонефрита.

7. Неотложная помощь при острой задержке мочи.

8.Основные принципы диспансеризации больных с ИМВП, пиелонефритом, дисметаболи-ческими нефропатиями, наследственными тубулопатиями, интерстициальным нефритом.

^ 8. Методика проведения занятия: До начала занятия староста группы подает преподавателю список отсутствующих студентов с указанием причины отсутствия.

На начальном этапе осуществляется проверка и обсуждение домашней структурированной клинической задачи по теме занятия, что позволяет оценить степень подготовки к занятию. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 35% (максимальная оценка - 3 балла).

На основном этапе практического занятия оценивается практическая работа студентов у кровати больного ребенка. Определение клинических вариантов и осложнений наиболее распространенных заболеваний сердца, определение тактики ведения больного, планирование обследования больного ребенка и интерпретация полученных результатов, проведение дифференциальной диагностики и постановки предварительного клинического диагноза, ведение медицинской документации, оказание экстренной помощи при основных неотложных состояниях в клинике детских болезней, а также решение ситуационных задач, которые включают практические навыки по оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, алгоритмов оказания неотложной помощи, отработки манипуляций на муляжах. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 50% от оценки работы во время практического занятия. Максимальная оценка - 4 балла.

В конце занятия проводится тестовый контроль знаний. Результаты тестового контроля оцениваются положительно, если студент дал не менее 75% правильных ответов. При меньшем количестве правильных ответов студент не получает очков. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 15% от оценки во время работы на занятии, то есть 1 балл.

В зависимости от особенностей работы профильных отделений порядок этапов может варьироваться.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить на занятии - 8 баллов, что соответствует традиционной оценке "5". При получении 6-7 баллов выставляется традиционная оценка "4", 1-5 баллов - "3", 0 баллов - "2".

^ Составляющие текущей учебной деятельности студента:

Вид деятельности

Баллы


Выполнения домашней ситуационной задачи

3

2

1

0

Практическая работа около постели больного

4

3

2

0

Тестовый контроль

1

0








^ 9. Формы и методы самоконтроля:

Задания для проверки исходного уровня знаний - см. Приложение ( набор тематических тестовых заданий из банка КРОК-2).

Для контроля усвоения перечисленных вопросов предлагается решение ситуационных структурированных задач (см. учебно-методическое пособие "Ситуационные задачи к модулю "Детские болезни").
^ 10. Технические средства и материальное обеспечение занятия. Граф логическая структура темы:"Инфекция мочевой системы. Пиелонефриты" Граф логическая структура темы: «Дисметаболические нефропатии».

Таблицы:п "Классификация ИМВП", "Синдромна диагностика ИМВП", "План обследования больных пиелонефритом", "Диагностика пузырного мочеточника рефлюкса", "Антибактериальная терапия ИМВП, "Лечение пиелонефрита у детей", "Стандарты диагностики и лечение дизметаболічних нефропатий у детей", "Лечение тубуло- інтерстиціального нефрита у детей".

^ Граф логическая структура темы «Инфекция мочевой системы. Пиелонефриты»

Граф логическая структура темы «Дисметаболические нефропатии»




Алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний, протекающие с лейкоцитурией


Лейкоцитурия

Нет

Диагноз правильный


^ 11. Источник информации:

При подготовке темы занятия необходимо выучить следующую литературу:

1. Основные:

1.Педиатрия: Учебник / под ред. В. Г. Майданника. - 2-е изд. - Харьков: Фолио, 2002. - С. 567-647, 689-695.

2.Возианов А. Ф., Майданник В. Г., Бидный В. Г., Багдасарова И. В. Основы нефрологии детского возраста. - К.:Книга плюс.- 2002.- 348 с.

3.Нефрология детского возраста / под ред. Э. В. Прохорова, Борисовой Т. П. - Донецк. - 2008. - 158 с.

4.Приказ МОЗ Украины от 31.08.2004 № 436 "Протокол лечения детей с острым и хроническим гломерулонефритом".

5. Детские болезни. Под ред. В. М. Сидельникова, В. В.Бережного.- К.: Здоровье, 1999.

6. Педиатрия в практике семейного врача /за ред. проф. Н.В. Банадиги. - Тернополь: ТДМУ. - 2008. - 239 - 249 с.

7.Выбранные вопросы детской нефрологии / Иванов Д. Д. - К. - "Ходок". - 2003.- 140 с.

8.Возианов А. Ф., Майданник В. Г. и др. "Основы нефрологии детского возраста". - К.: Книга плюс. - 2002 - 348 с.

9.Болезни детей старшего возраста. Руководство для врачей. - М.: МЕДПРЕСС - информ. - 2002.- 608 с.

2. Дополнительная

1.Эрман М. В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. - СПБ: "Специальная литература". - 1997.

2.Березов Т. Т. , Коровкин Б. Ф. Биологическая химия: Учебник. - 3 изд. перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1998. - с. 608-624

3.Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека /под ред. М. Г. Привеса. - 11- е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Гиппократ, 2002. - с. 322-334.

4.Физиология человека / под ред.В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько.-М.: Медицина. - 2002. - т. 2.- с.141-181.

5.Джеймс А. Шейман. Патофизиология почки: Пер. с англ.- М.: Восточная Книжная Компания. - 1997.

6.Шлопов В. Г. Основы патологической анатомии человека. - Киев: Китис. - 1999.- с. 297-309

7. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней.- М.: Медицина. - 1985. - С. 221-237.

^ 12. Программа самоподготовки студента. После усвоения необходимых базисных знаний необходимо:

1. Выучить: причины, патогенез, клинические проявления ИМВП, пиелонефрита, наследственных заболеваний почек у детей; клиническую классификацию пиелонефрита у детей; критерии диагностики всех клинических форм пиелонефрита, ИМВП; принципы лечения пиелонефрита в зависимости от клинической формы; принципы протирецидивной терапии пиелонефритов.

2. Уметь: провести общий обзор и оценить ступени тяжести нефрологического больного; провести дифференциональную диагностику пиелонефрита; сформулировать диагноз согласно существующей классификации; оценить функциональное состояние почек; выписать рецепты относительно назначенного лечения.

3. Обратить внимание на принципы организации реабилитации и диспансерного наблюдения за больными детьми нефрологического профиля.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского...
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов мочевой системы у детей. Неотложная...

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическое указание для студентов 6 курса для проведения практического...
Методическое указание для студентов 6 курса для проведения практического занятия по эндокринологии факультета подготовки иностранных...

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconРабочая программа по внутренней медицине для студентов VI курса факультета...
Примечание: Модуль практических навыков составляет 60% от количества часов самостоятельной роботы

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconТематический и календарный план практических занятий по предмету...
Белково-энергетическая недостаточность у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагнозностика

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconТематический и календарный план практических занятий по предмету...
Белково-энергетическая недостаточность у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагнозностика

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по цитологии, эмбриологии,...
Лечебное дело // Геращенко С. Б., Дельцова Е. И., Мотуляк А. П., Попадинец О. Г., Грищук М. И., Кулинич Г. Б., Лучкив Н. Ю., Бойко...

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодические разработки по гигиене и экологии для студентов 6 курса...
Тема №1. Гигиеническое значение солнечной радиации и особенности использования ее составляющих для профилактики заболеваний человека...

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическое указание для самостоятельного изучения студентами ivкурса...
Тема: восспалительные|вспыльчивый,зажигательный,пылкий| и дистрофичные заболевания слюнных желез

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по...
...

Методическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconТематический план практических занятий для студентов| 4 курса факультета...
Тематический план практических занятий для студентов| 4 курса факультета подготовки | иностранных граждан |

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<