Скачать 117.63 Kb.
|
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра госпитальной педиатрии № 2 и неонатологии Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета (специальность "лечебное дело") к практическому занятию по госпитальной педиатрии Модуль 1. Педиатрия. Содержательный модуль 4. Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов мочевой системы у детей. Неотложная помощь при основных неотложных состояниях. Тема 10. Дифференциальная диагностика гломерулонефритов у детей. Острая и хроническая почечная недостаточность у детей. Автор: ассистент О. Н. Таран Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры "_____"_________________ 2011г. Протокол №________ Зав.кафедрой__________ Ю.К.Больбот Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____ Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____ Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____ Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____ реутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____ ^ : Дифференциальная диагностика гломерулонефритов у детей. Острая и хроническая почечная недостаточность у детей. Клинико-морфологические варианты первичных гломерулонефритов у детей. Дифференциальная диагностика острого постстрептококкового гломерулонефрита с наследственным нефритом Альпорта, быстро прогрессирующим гломерулонефритом, болезнью Берже и т.д. Нефротичний синдром у детей: дифференциальная диагностика, осложнение. Клинические варианты течения хронического гломерулонефрита у детей. Показание к биопсии почек Тактика ведения больного ребенка при остром и хроническом гломерулонефрите. Острое повреждение почек (острая почечная недостаточность) у детей: этиология, патогенез, клинико-лабораторные симптомы, дифференциальная диагностика, экстренная помощь, тактика ведения больных детей. Хроническая болезнь почек у детей: ведущие клинико-лабораторные симптомы и синдромы, дифференциальная диагностика, тактика лечения и профилактика. – 6 часов. ^ учебный класс, соматическое отделение. 3. Цель: Уметь провести обследование больных, уточнить этиологический фактор и объяснить основные патогенетические механизмы развития гломерулонефрита, определить разные клинические варианты при гломерулонефрите, составить план обследования больного, оценить данные лабораторных и инструментальных исследований, провести дифференциальную диагностику гломерулонефрита, поставить предварительный диагноз гломерулонефрита, определить лечебную тактику при гломерулонефрите, выбрать рациональную схему диспансеризации больного и определить прогноз гломерулонефрита. Определить объем неотложной помощи при острой почечной недостаточности. ^ В настоящее время в Украине на фоне неблагоприятной демографической ситуации среди детского населения сохраняются высокие уровни заболеваемости, в т.ч. мочевой системы. В почечной патологии сохраняет свою актуальность проблема гломерулонефрита в связи с затруднением диагностики, тяжестью осложнений, несовершенной терапией, склонностью к хронизации и рецидивирования, плохим прогнозом из-за формирования хронической почечной недостаточности. Понятие "гломерулонефриты" объединяет неоднородную группу заболеваний приобретенного, врожденного или наследственного генеза, при которых повреждаются преимущественно клубочки. Изучение проблемы гломерулонефрита - это прежде всего, всестороннее исследование болезни на этапе, который предшествует развитию хронической почечной недостаточности, решение задач, которые разрешают предотвратить или отложить ее возникновение. Необходимость усвоения данной темы для врачей определяется не только тяжестью течения заболевания, сложностью его лечения и неоднозначностью прогноза, а и возрастающей частотой гломерулонефритов у детей. Учитывая вышеуказанное, изучение студентами проблем диагностики и дифферен-циальной диагностики гломерулонефритов является актуальным и необходимым. ^
^
^ 1. Клиническая и морфологическая классификация гломерулонефрита. 2. Ведущие клинические симптомы и синдромы гломерулонефрита. 3. Клинические варианты течения и осложнения гломерулонефрита. 4 Диагностика различных форм гломерулонефрита. 5. Дифференциальная диагностика различных форм гломерулонефрита. 6.Основные принципы лечения и диспансеризации детей, страдающих гломерулоне- фритом. 7.Быстро прогрессирующий гломерулонефрит. Эиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение. 8 Неотложная помощь при острой почечной недостаточности у детей. 9.Ведущие клинические симптомы и синдромы хронической почечной недостаточности. Дифференционная диагностика. Тактика лечения и профилактика. ^ До начала занятия староста группы подает преподавателю список отсутствующих студентов с указанием причины отсутствия. На начальном этапе осуществляется проверка и обсуждение домашней структурированной клинической задачи по теме занятия, что позволяет оценить степень подготовки к занятию. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 35% (максимальная оценка - 3 балла). На основном этапе практического занятия оценивается практическая работа студентов у кровати больного ребенка. Определение клинических вариантов и осложнений наиболее распространенных заболеваний сердца, определение тактики ведения больного, планирование обследования больного ребенка и интерпретация полученных результатов, проведение дифференциальной диагностики и постановки предварительного клинического диагноза, ведение медицинской документации, оказание экстренной помощи при основных неотложных состояниях в клинике детских болезней, а также решение ситуационных задач, которые включают практические навыки по оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, алгоритмов оказания неотложной помощи, отработки манипуляций на муляжах. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 50% от оценки работы во время практического занятия. Максимальная оценка - 4 балла. В конце занятия проводится тестовый контроль знаний. Результаты тестового контроля оцениваются положительно, если студент дал не менее 75% правильных ответов. При меньшем количестве правильных ответов студент не получает очков. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 15% от оценки во время работы на занятии, то есть 1 балл. В зависимости от особенностей работы профильных отделений порядок этапов может варьироваться. Максимальное количество баллов, которое студент может получить на занятии - 8 баллов, что соответствует традиционной оценке "5". При получении 6-7 баллов выставляется традиционная оценка "4", 1-5 баллов - "3", 0 баллов - "2". ^ :
^ Задания для проверки исходного уровня знаний - см. Приложение ( набор тематических тестовых заданий из банка КРОК-2). Для контроля усвоения перечисленных вопросов предлагается решение ситуационных структурированных задач (см. учебно-методическое пособие "Ситуационные задачи к модулю "Детские болезни"). ^ . Иллюстративный материал: Таблицы "Классификация гломерулонефритов у детей", "Морфологическая классификация первичных гломерулонефритов", "Критерии диагностики различных форм гломерулонефрита". ^ : При подготовке темы занятия необходимо выучить следующую литературу: 1. Основные: 1.Педиатрия: Учебник / под ред. В. Г. Майданника. - 2- е изд. - Харьков: Фолио, 2002. - С. 567-647, 689-695. 2.Возианов А. Ф., Майданник В. Г., Бидный В. Г., Багдасарова И. В. Основы нефрологии детского возраста. - К.:Книга плюс.- 2002.- 348 с. 3.Нефрология детского возраста / под ред. Э. В. Прохорова, Борисовой Т. П. - Донецк. - 2008. - 158 с. 4. Приказ МОЗ Украины от 31.08.2004 № 436 "Протокол лечения детей с острым и хроническим гломерулонефритом". 5. Детские болезни. За ред. В. М. Сидельнікова, В. В.Бережного.- К.: Здоровье, 1999. 6.Педиатрия в практике семейного врача / за ред. проф. Н.В. Банадиги. - Тернополь: ТДМУ. - 2008. - 239 - 249 с. 2. Дополнительная: 1. Выбранные вопросы детской нефрологии / Иванов Д. Д. - К. - "Ходок". - 2003.- 140 с. 2. Возианов А. Ф., Майданник В. Г. и др. "Основы нефрологии детского возраста". - К.: Книга плюс. - 2002 - 348 с. 3. Болезни детей старшего возраста. Руководство для врачей. - М.: МЕДПРЕСС - информ. - 2002.- 608 с. 4. Эрман М. В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. - СПБ: "Специальная литература". - 1997. 5. Березов Т. Т. , Коровкин Б. Ф. Биологическая химия: Учебник. - 3 изд. перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1998. - с. 608-624 6.Гистология: Учебник / под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - 5 изд. перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1999.- с. 656-672. 7. Физиология человека / под ред.В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько.-М.: Медицина. - 2002. - т. 2.- с.141-181. 8. Шлопов В. Г. Основы патологической анатомии человека. - Киев: Китис. - 1999.- с. 297-309 ^ . После усвоения необходимых базисных знаний необходимо: 1. Выучить: причины, патогенез, клинические проявления гломерулонефрита у детей; клиническую и морфологическую классификацию гломерулонефрита; критерии диагностики всех клинических форм гломерулонефрита; принципы лечения в зависимости от клинической формы; 2. Уметь: провести общий обзор и оценить ступней тяжести нефрологічного больного; провести дифференционную диагностику при различных клинических формах гломерулонефрита; сформулировать диагноз гломерулонефрита согласно существующей классификации; оценить функциональное состояние почек; определить показание к биопсии почек; выписать рецепты относительно назначенного лечения; 3. Обратить внимание на принципы организации реабилитации и диспансерного наблюдения за больными детьми нефрологического профиля. |
![]() | ... | ![]() | Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов мочевой системы у детей. Неотложная... |
![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») | ![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») |
![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») | ![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») |
![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») | ![]() | Содержательный модуль Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми в условиях поликлиники. Неотложная помощь при основных... |
![]() | Тема: " Дифференциальная диагностика и неотложные состояния при детских респираторных инфекциях. " | ![]() | Примечание: Модуль практических навыков составляет 60% от количества часов самостоятельной роботы |