Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность "лечебное дело"




Скачать 117.63 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность "лечебное дело"
Дата публикации26.02.2014
Размер117.63 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Военное дело > Методическая разработка




ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра госпитальной педиатрии № 2 и неонатологии


Методическая разработка

для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета

(специальность "лечебное дело")

к практическому занятию по госпитальной педиатрии


Модуль 1. Педиатрия.

Содержательный модуль 4. Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов мочевой системы у детей. Неотложная помощь при основных неотложных состояниях.

Тема 10. Дифференциальная диагностика гломерулонефритов у детей. Острая и хроническая почечная недостаточность у детей.

Автор: ассистент О. Н. Таран

Методические рекомендации

утверждены на заседании кафедры

"_____"_________________ 2011г.

Протокол №________

Зав.кафедрой__________ Ю.К.Больбот

Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____

Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____

Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____

Переутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____

реутверждена "_____"_______________201 г. Протокол №____

^ 1. Тема: Дифференциальная диагностика гломерулонефритов у детей. Острая и хроническая почечная недостаточность у детей. Клинико-морфологические варианты первичных гломерулонефритов у детей. Дифференциальная диагностика острого постстрептококкового гломерулонефрита с наследственным нефритом Альпорта, быстро прогрессирующим гломерулонефритом, болезнью Берже и т.д. Нефротичний синдром у детей: дифференциальная диагностика, осложнение. Клинические варианты течения хронического гломерулонефрита у детей. Показание к биопсии почек Тактика ведения больного ребенка при остром и хроническом гломерулонефрите. Острое повреждение почек (острая почечная недостаточность) у детей: этиология, патогенез, клинико-лабораторные симптомы, дифференциальная диагностика, экстренная помощь, тактика ведения больных детей. Хроническая болезнь почек у детей: ведущие клинико-лабораторные симптомы и синдромы, дифференциальная диагностика, тактика лечения и профилактика. – 6 часов.

^ 2. Место проведения: учебный класс, соматическое отделение.

3. Цель: Уметь провести обследование больных, уточнить этиологический фактор и объяснить основные патогенетические механизмы развития гломерулонефрита, определить разные клинические варианты при гломерулонефрите, составить план обследования больного, оценить данные лабораторных и инструментальных исследований, провести дифференциальную диагностику гломерулонефрита, поставить предварительный диагноз гломерулонефрита, определить лечебную тактику при гломерулонефрите, выбрать рациональную схему диспансеризации больного и определить прогноз гломерулонефрита. Определить объем неотложной помощи при острой почечной недостаточности.

^ 4. Профессиональная ориентация студентов: В настоящее время в Украине на фоне неблагоприятной демографической ситуации среди детского населения сохраняются высокие уровни заболеваемости, в т.ч. мочевой системы. В почечной патологии сохраняет свою актуальность проблема гломерулонефрита в связи с затруднением диагностики, тяжестью осложнений, несовершенной терапией, склонностью к хронизации и рецидивирования, плохим прогнозом из-за формирования хронической почечной недостаточности. Понятие "гломерулонефриты" объединяет неоднородную группу заболеваний приобретенного, врожденного или наследственного генеза, при которых повреждаются преимущественно клубочки. Изучение проблемы гломерулонефрита - это прежде всего, всестороннее исследование болезни на этапе, который предшествует развитию хронической почечной недостаточности, решение задач, которые разрешают предотвратить или отложить ее возникновение. Необходимость усвоения данной темы для врачей определяется не только тяжестью течения заболевания, сложностью его лечения и неоднозначностью прогноза, а и возрастающей частотой гломерулонефритов у детей. Учитывая вышеуказанное, изучение студентами проблем диагностики и дифферен-циальной диагностики гломерулонефритов является актуальным и необходимым.
^ 5. Базовый уровень знаний и умений:


Дисцисплина

Знать

Уметь


1.

Нормальная анатомия, гистология

Строение почек и почечных сосудов, структуру нефрона

Оценивать форму, размеры, положение, подвижность почек по данным рентгенограмм

2.

Нормальная физиология, биохимия

Основные функции почек и механизмы их обеспечения





3.

Патфизиология

Типы иммунопатологических реакций, патогенез гломеруло­нефритов, почечных отеков, протеинурии, реналь­ной гипер­тен­зии

Оценивать показатели общего анализа мочи, почечных проб, состояние функции почек по данным биохимических исследо-ваний

4.

Патанатомия

Морфологические типы гломерулонефрита




5.

Пропедевтика детских болезней

Семиотику почек

Уметь собрать анамнез, про­вести объективное обследование боль- ного, выделить основной патоло-гический синдром, оценить функциональное состояние почек


6.

Фармакология

Механизм действия глюкорти-коид­ных, противовоспалительных, моче­гон­ных, гипотензивных пре­па­ратов, антиагрегантов, антикоа­гулянтов, основных групп анти- биотиков, мем­бранностабили­зирующих препаратов

Определить основные группы лекарственных препаратов, применяемых в нефрологии. Рассчитать дозу лекарственного вещества у детей в норме и в условиях нарушения функции почек.

7.

Факультетская педиатрия

Основные клинические прояв-ления пиелонефритов у детей, принципы курации нефроло­ги­ческих больных, факторы риска хронизации и про­гре­ссирования гломерулонефритов

Оценивать тяжесть состояния ребенка, выбирать наиболее адекватные методы лаборатор-ного и инструментального об-следования, давать клиническую интерпретацию полученнных результатов, оформлять историю болезни ребенка


^ 6. План проведения практического занятия.



Этапы

Время

в мин.


Учебные пособия, оснащение


Место

проведения


1.

Проверка присутствующих.

5




Учебная

комната


2.

Проверка исходного уровня

знаний.

30

Вопросы.


Учебная

комната


3.

Курация больных (самостоятель-

ная работа с больными).

65

Больные


Соматическое

отделение


4.

Клинический разбор тематиче-ских больных.

90

Протоколы, таблицы, граф логические структуры, алгоритмы

Соматическое

отделение

5.

Проверка усвоения темы.

Решение ситуационных задач.

30

Вопрос. Задачи

Соматическое

отделение

6.

Работа с результатами вспомога-тельных методов исследований.

15

Результаты вспомогатель-ных методов исследований

Учебная

комната


78

Проверка усвоения темы. Итогоый контроль знаний

Подведение итогов занятия

20
5

Тесты

Учебная

комната



^ 7. Перечень теоретических вопросов, которые рассматриваются на занятии:

1. Клиническая и морфологическая классификация гломерулонефрита.

2. Ведущие клинические симптомы и синдромы гломерулонефрита.

3. Клинические варианты течения и осложнения гломерулонефрита.

4 Диагностика различных форм гломерулонефрита.

5. Дифференциальная диагностика различных форм гломерулонефрита.

6.Основные принципы лечения и диспансеризации детей, страдающих гломерулоне- фритом.

7.Быстро прогрессирующий гломерулонефрит. Эиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение.

8 Неотложная помощь при острой почечной недостаточности у детей.

9.Ведущие клинические симптомы и синдромы хронической почечной недостаточности. Дифференционная диагностика. Тактика лечения и профилактика.

^ 8. Методика проведения занятия. До начала занятия староста группы подает преподавателю список отсутствующих студентов с указанием причины отсутствия.

На начальном этапе осуществляется проверка и обсуждение домашней структурированной клинической задачи по теме занятия, что позволяет оценить степень подготовки к занятию. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 35% (максимальная оценка - 3 балла).

На основном этапе практического занятия оценивается практическая работа студентов у кровати больного ребенка. Определение клинических вариантов и осложнений наиболее распространенных заболеваний сердца, определение тактики ведения больного, планирование обследования больного ребенка и интерпретация полученных результатов, проведение дифференциальной диагностики и постановки предварительного клинического диагноза, ведение медицинской документации, оказание экстренной помощи при основных неотложных состояниях в клинике детских болезней, а также решение ситуационных задач, которые включают практические навыки по оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, алгоритмов оказания неотложной помощи, отработки манипуляций на муляжах. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 50% от оценки работы во время практического занятия. Максимальная оценка - 4 балла.

В конце занятия проводится тестовый контроль знаний. Результаты тестового контроля оцениваются положительно, если студент дал не менее 75% правильных ответов. При меньшем количестве правильных ответов студент не получает очков. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 15% от оценки во время работы на занятии, то есть 1 балл.

В зависимости от особенностей работы профильных отделений порядок этапов может варьироваться.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить на занятии - 8 баллов, что соответствует традиционной оценке "5". При получении 6-7 баллов выставляется традиционная оценка "4", 1-5 баллов - "3", 0 баллов - "2".

^ Составляющие текущей учебной деятельности студента:

Вид деятельности

Баллы


Выполнения домашней ситуационной задачи

3

2

1

0

Практическая работа около постели больного

4

3

2

0

Тестовый контроль

1

0









^ 9. Формы и методы самоконтроля.

Задания для проверки исходного уровня знаний - см. Приложение ( набор тематических тестовых заданий из банка КРОК-2).

Для контроля усвоения перечисленных вопросов предлагается решение ситуационных структурированных задач (см. учебно-методическое пособие "Ситуационные задачи к модулю "Детские болезни").

^ 10. Технические средства и материальное обеспечение занятия. Иллюстративный материал: Таблицы "Классификация гломерулонефритов у детей", "Морфологическая классификация первичных гломерулонефритов", "Критерии диагностики различных форм гломерулонефрита".
^ 11. Источники информации:

При подготовке темы занятия необходимо выучить следующую литературу:

1. Основные:

1.Педиатрия: Учебник / под ред. В. Г. Майданника. - 2- е изд. - Харьков: Фолио, 2002. - С. 567-647, 689-695.

2.Возианов А. Ф., Майданник В. Г., Бидный В. Г., Багдасарова И. В. Основы нефрологии детского возраста. - К.:Книга плюс.- 2002.- 348 с.

3.Нефрология детского возраста / под ред. Э. В. Прохорова, Борисовой Т. П. - Донецк. - 2008. - 158 с.

4. Приказ МОЗ Украины от 31.08.2004 № 436 "Протокол лечения детей с острым и хроническим гломерулонефритом".

5. Детские болезни. За ред. В. М. Сидельнікова, В. В.Бережного.- К.: Здоровье, 1999.

6.Педиатрия в практике семейного врача / за ред. проф. Н.В. Банадиги. - Тернополь: ТДМУ. - 2008. - 239 - 249 с.

2. Дополнительная:

1. Выбранные вопросы детской нефрологии / Иванов Д. Д. - К. - "Ходок". - 2003.- 140 с.

2. Возианов А. Ф., Майданник В. Г. и др. "Основы нефрологии детского возраста". - К.: Книга плюс. - 2002 - 348 с.

3. Болезни детей старшего возраста. Руководство для врачей. - М.: МЕДПРЕСС - информ. - 2002.- 608 с.

4. Эрман М. В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. - СПБ: "Специальная литература". - 1997.

5. Березов Т. Т. , Коровкин Б. Ф. Биологическая химия: Учебник. - 3 изд. перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1998. - с. 608-624

6.Гистология: Учебник / под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - 5 изд. перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1999.- с. 656-672.

7. Физиология человека / под ред.В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько.-М.: Медицина. - 2002. - т. 2.- с.141-181.

8. Шлопов В. Г. Основы патологической анатомии человека. - Киев: Китис. - 1999.- с. 297-309
^ 12. Программа самоподготовки студента. После усвоения необходимых базисных знаний необходимо:

1. Выучить: причины, патогенез, клинические проявления гломерулонефрита у детей; клиническую и морфологическую классификацию гломерулонефрита; критерии диагностики всех клинических форм гломерулонефрита; принципы лечения в зависимости от клинической формы;

2. Уметь: провести общий обзор и оценить ступней тяжести нефрологічного больного; провести дифференционную диагностику при различных клинических формах гломерулонефрита; сформулировать диагноз гломерулонефрита согласно существующей классификации; оценить функциональное состояние почек; определить показание к биопсии почек; выписать рецепты относительно назначенного лечения;

3. Обратить внимание на принципы организации реабилитации и диспансерного наблюдения за больными детьми нефрологического профиля.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по...
...

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическое пособие для иностранных студентов VІ курса медицинского...
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов мочевой системы у детей. Неотложная...

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета...
Содержательный модуль Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми в условиях поликлиники. Неотложная помощь при основных...

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconМетодическая разработка для студент ов 6 курса факультета подготовки...
Тема: " Дифференциальная диагностика и неотложные состояния при детских респираторных инфекциях. "

Методическая разработка для иностранных студентов VІ курса медицинского факультета специальность \"лечебное дело\" iconРабочая программа по внутренней медицине для студентов VI курса факультета...
Примечание: Модуль практических навыков составляет 60% от количества часов самостоятельной роботы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<