Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 126.26 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации17.06.2014
Размер126.26 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Военное дело > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Военные реформы 1862-1874 годов в России. Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность. Изменение системы военного управления

Государственный комитет Российской Федерациипо высшему образованиюНОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОЕННАЯ КАФЕДРАРеферат на темуВоенные реформы 1862 1874 годов в РоссииТехническое перевооружение армии и флота,всесословная воинская повинностьИзменение системы военного управленияГруппа АС-513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 годаНовосибирск 1997 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 31. ПЛАН ВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 52. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРМИИ В 60-Е ГОДЫ 73. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ 84. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК 95. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-Е ГОДЫ 10ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12 ВВЕДЕНИЕ Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой бур-жуазной идеологии. Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мел-ких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и эко-номическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма. Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства. В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропей-ского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе. Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, всё это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти - армии. Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя за-водами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность ко-торых была рассчитана на изготовление 100 тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы - Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более 50 тыс. пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей. Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладко-ствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ру-жей не превышала 300 шагов при весьма незначительной точности по-падания. Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжаю-щихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из ору-дий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400-500 са-жен. В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении. К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и ирре-гулярных войск, общей численностью в 1084700 человек. Особенность дореформенной армии заключалась в том, что чис-ленный состав её почти не изменялся в военное время, т.е. армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объясня-лось спецификой её комплектования. Комплектование армии рядовым составом производилось по рек-рутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в 25 лет. Призыв-ной возраст от 20 до 35 лет. Ежегодный контингент рекрут составлял в среднем 80 тыс. Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной за-висимости. Следовательно, в условиях существования крепостного пра-ва нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса. С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15-20 лет, увольня-лись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёр-тывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов. Комплектование армии офицерами производилось из числа окон-чивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из "недо-рослей из дворян", не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков служ-бы, т.е. призываемых по рекрутскому набору. Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превра-щение солдата в бездушного манекена, лишённого какой-бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду на-чальства. Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его раз-ложения. Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сде-лать следующие выводы:1. Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.2. Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.3. Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс за-гнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.1. ПЛАН ВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Нарастание революционной ситуации заставило царизм стать на путь отмены крепостного права и осуществить реформу 1861 года. Отмена крепостного права знаменовала собою начало новой, бур-жуазной, эпохи в историческом развитии России. Несмотря на сохране-ние в значительной степени пережитков крепостничества, реформа соз-дала условия для развития капитализма. Введение земств, новых судебных учреждений, цензурная рефор-ма, изменение университетского устава, реформа средней школы и, на-конец, введение городских органов самоуправления - всё это и явилось той уступкой, которую царизм вынужден был сделать растущему движе-нию народных масс. Состояние армии также требовало коренного преобразования. Отсталость военной организации, обнаружившаяся в период вой-ны, с одной стороны, дальнейшее развитие военной техники - введение нарезного оружия,- с другой, и, наконец, общий рост вооружений глав-нейших европейских государств,- всё это вызывало необходимость из-менения всей системы военного устройства и организации армии. Летом 1855 года была создана комиссия "для улучшений по воен-ной части". Первым её председателем являлся гр. Ридигер, а после его смерти - преемник по командованию ген. Плаутин. Перед комиссией были поставлены следующие задачи: изменить и упростить строевые уставы, улучшить вооружение, ввести в войсках за-нятия для физического развития солдат и офицеров, составить новую программу обучения войск в мирное время, изменить систему аттеста-ции офицеров и установить новые принципы повышения их по службе. 15 января 1862 года военным министром Милютиным был пред-ставлен Александру II "всеподданнейший" доклад, содержавший в себе план преобразования армии, касавшийся буквально всех сторон её ор-ганизации и устройства. В области организации армии Милютин указывал на необходи-мость сокращения её в мирное время до минимума и создания условий для максимального развёртывания её во время войны. Ставя своей за-дачей накопление обученного людского запаса, военный министр пред-лагал сократить срок действительной службы путём увольнения солдат во временный отпуск на седьмом - восьмом году пребывания в армии. В целях обеспечения армии на случай войны офицерским соста-вом, предполагалось создание резерва бессрочноотпускных офицеров, получающих в мирное время определённое содержание. Для улучшения подготовки офицерского состава намечалось расширение сети корпус-ных и дивизионных юнкерских школ, а также изменение системы препо-давания в кадетских корпусах. Важное место в плане военных преобразований отводилось пере-вооружению армии, определявшему собою, в конечном счёте, как орга-низацию войск, так и всю систему боевой подготовки. В докладе указы-валось на необходимость скорейшего обеспечения как пехоты, так и ар-тиллерии новыми видами вооружения. Вместе с тем отмечалась настоя-тельная потребность развития отечественной военной промышленно-сти, дабы избежать зависимости от заграницы. Боевая подготовка войск должна была включать в себя лишь те знания, которые необходимы на войне. При этом большое внимание уделялось развитию физических качеств солдата, а также распространению грамотности, что являлось крайне важным в условиях быстрого роста военной техники. Переходя к вопросу реорганизации центрального военного управ-ления, Милютин указывал на необходимость децентрализации его. С этой целью предполагалось создание военных округов, сосредоточи-вающих в своих руках все командные и административно-хозяйственные функции. Военное министерство сохраняло за собой лишь общее руко-водство. В связи с организацией военных округов предполагалось упраздне-ние армейских корпусов. Высшей тактической единицей должна была являться дивизия. Наряду с созданием местных органов военного управления наме-чалась реорганизация и Военного министерства. Все эти преобразования были утверждены Александром II и поло-жены в основу реорганизации армии. Анализируя план военных преобразований, необходимо сделать следующие выводы:1. Военные реформы вызывались необходимостью укрепить армию, призванную обеспечивать господство эксплуататорских классов внутри страны в новых исторических условиях, а также выполнять внешнеполитические задачи царизма.2. Необходимость преобразований обусловливалась также быстрым развитием военной техники (введение нарезного оружия, изобретение оружия, заряжающегося с казённой части). Это требовало приведения вооружения армии в соответствие с уровнем техники военного дела, что было особенно важно в связи с ростом милитаризма в Европе.3. Объективный смысл плана военных преобразований заключался в стремлении реорганизовать вооружённые силы России в массовую буржуазную армию. Вместе с тем план военных преобразований со-хранял ряд принципов военно-феодального устройства (комплектование армии путём рекрутских наборов и др.), что являлось неизбежным в условиях существования самодержавно-дворянского государства.2. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРМИИ В 60-Е ГОДЫ Преобразования в области организации армии в 60-е годы заклю-чались в стремлении сократить численный состав войск в мирное время и создать условия для максимального развёртывания вооружённых сил во время войны, не прибегая при этом к формированию новых тактиче-ских единиц. В соответствии с этой задачей была принята новая организация армии. Вся пехота по этой организации состояла из 47 дивизий (вместо 28 в прошлом), дивизии - из 4-х полков, полки из трёх батальонов, каж-дый батальон из 5 рот - четырёх линейных и одной стрелковой. В воен-ное время численность батальона определялась в 900 рядовых в строю. Для мирного времени устанавливалось три штатных состава: усиленный - 680 рядовых в батальоне, обыкновенный - мирный - 500 рядовых и кадровый - 320 рядовых. Число артиллерийских бригад также увеличивалось с 28 до 47. Ка-ждая артиллерийская бригада состояла из 3-х батарей, численный со-став которых изменялся так же, как и в пехоте. Кавалерия по новой организации войск состояла из 56 полков, со-ставлявших 10 кавалерийских дивизий. В результате новой организации войск численность вооружённых сил к 1-му января 1868 года составляла по штатам мирного времени 726 тысяч человек, а по штатам военного - 1154000 человек. Для развёртывания армии в случае войны имелся обученный люд-ской запас в составе 500 тысяч человек, образовавшийся за счёт уволь-нения во временные отпуска солдат на 5 - 6 году службы. Таким образом, новая система организации армии создавала усло-вия для некоторого развёртывания её во время войны, не прибегая при этом к формированию новых тактических единиц. В результате военно-окружной реформы, осуществлённой в 1864 году, было создано 15 военных округов, сосредоточивших в себе все ко-мандные и военно-административные функции в отношении войск, рас-положенных в определённом районе. Наряду с созданием местных органов военного управления прово-дилась и реорганизация Военного министерства, закончившаяся в 1868 году. В результате этой реформы Военное министерство концентрировало в своих руках все командные, военно-административные и хозяйственные функции по отношению ко всем сухопутным военным силам. Как специальные рода войск, так и военно-учебные заведения, не подчинявшиеся ранее Министерству, были переданы целиком в его ведение. В результате осуществлённой реформы был сокращён аппарат Министерства и значительно уменьшена переписка. Благодаря созданию военных округов за Военным министерством оставалось лишь общее руководство и контроль за деятельностью местных органов военного управления. Военно-судебная реформа, осуществлённая во второй половине 60-х годов, вводила новые принципы буржуазного судопроизводства в армии (гласность, состязательность процесса и т.д.). Если по военно-судебному уставу военный суд предназначался в мирное время для рассмотрения дел военнослужащих, то вскоре, в страхе перед растущим революционным движением, правительство передало в ведение его и дела по так называемым государственным преступлениям.3. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ Период перевооружения армии можно разделить на два этапа: первый, примерно до 1866 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружения нарезным, заряжающимся с дула, и второй этап - с 1866 года, характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казённой части вооружения. В области стрелкового вооружения с 1866 года производилась пе-ределка существовавших винтовок и изготовление новых по различным системам (Терри-Нормана, Карле, Крнка). Снабжение армии новыми винтовками осуществлялось крайне медленно вследствие слабого развития отечественных заводов и отсутствия средств для приобретения оружия за границей. Лишь в начале 70-х годов армия оказалась снабжённой заряжаю-щимися с казны винтовками. В конце 60-х годов была принята на вооружение скорострельная винтовка так называемой системы Бердана, фактически сконструированная русскими офицерами Горловым и Ганиусом и именовавшаяся в Америке "русской винтовкой". Только с 1872 года на отечественных заводах было приступлено к освоению этой системы оружия. С 1866 года происходит перевооружение артиллерии как полевой, так и тяжёлой, новыми орудиями, заряжающимися с казённой части. Разработанные русскими учёными артиллеристами Маиевским, Га-долиным, Калакуцким, Лавровым системы артиллерийских орудий и сна-рядов к ним не только не уступали иностранным, но значительно превосходили их. Перевооружение армии продолжалось более 20 лет и не было за-кончено к началу русско-турецкой войны. Это объяснялось в первую очередь экономической отсталостью самодержавно-дворянского государства, а также неспособностью его организовать казённую военную промышленность на новых началах вольнонаёмного труда.4. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙПОДГОТОВКИ ВОЙСКСистема обучения войск не была подчинена задачам подготовки армии к действиям в боевой обстановке, а, наоборот, всё внимание со-средоточивалось на усвоении положений линейной тактики, рассчитан-ной на внешний эффект, необходимый на смотрах и парадах. Умение чётко маршировать, идеально выполнять ружейные приёмы - к этому, собственно, сводилась подготовка одиночного бойца.Особое значение придавалось внешнему единству действий от-дельных частей и соединений. Равнение как на месте, так и на марше, слаженное выполнение команд - таковы основные требования, предъявлявшиеся к командирам отдельных частей в области обучения вверенных им войск.Вся эта система боевой и тактической подготовки обнаружила в период Крымской войны свою полную несостоятельность.Изменение системы вооружения и обусловило необходимость вве-дения иных принципов боевой подготовки войск.Обучение войск в условиях, близких к боевым, производство ма-нёвров, практические стрельбы, ознакомление пехоты и артиллерии с сапёрными работами, развитие физических качеств солдата, распро-странение грамотности - всё это характеризовало новую систему боевой подготовки.В соответствии с этим были изменены и строевые уставы, в кото-рых серьёзное внимание уделялось одиночной подготовке бойца.Таким образом реформы 60-х - 70-х годов в области обучения войск существенно изменили весь характер боевой подготовки армии.Однако и эта новая система содержала в себе серьёзные недостатки. Основным недостатком являлось несоответствие тактических принципов уровню развития огнестрельного оружия; это находило своё выражение главным образом в сохранении сомкнутого строя в пехоте, в игнорировании действий кавалерии в спешенном строю, а также в недостаточном использовании возможностей новых видов вооружения (недооценка скорострельности оружия и стрельбы на дальнее расстояние).Кроме того, финансовое состояние самодержавного государства также служило серьёзным препятствием в обучении войск (отсутствие средств на проведение артиллерийских стрельб, лагерных сборов, ма-нёвров, недостаточное количество казарменных помещений).Анализ преобразований в области боевой подготовки со всей ясно-стью обнаруживает крупные недостатки новой системы обучения войск, непреодолимых в обстановке того времени.5. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-Е ГОДЫ 1 января 1874 года был издан закон о введении всесословной во-инской повинности. Закон этот являлся одной из наиболее последова-тельных буржуазных реформ, осуществлённых в период 60-х -70-х го-дов. Инициатива введения всесословной воинской повинности принад-лежала П. А. Валуеву, подавшему Александру II об этом специальную записку в октябре 1870 года.Распространение обязательной военной службы на все сословия ликвидировало привилегию дворянства, дарованную ему манифестом Петра III в 1762 г., и уничтожило право откупаться от военной службы. Устав о воинской повинности в основном правильно решал вопрос комплектования войск, обеспечивая рост обученных людских резервов и создавая тем самым условия для превращения вооружённых сил России в современную массовую армию буржуазного типа. Вместе с тем закон о всесословной воинской повинности, предос-тавляя широкие льготы по образованию, стимулировал развитие начального обучения, а также способствовал увеличению числа лиц, оканчивавших средние и высшие учебные заведения. Всё это соответствовало интересам буржуазного развития страны. Введение всесословной воинской повинности имело большое по-ложительное значение.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русско-турецкая война 1877-78 гг. явилась серьёзной проверкой осуществлённых преобразований армии, обнаружив как сильные, так и слабые их стороны. Она обнаружила ограниченные возможности новой организации войск - недостаток обученного людского запаса, вследствие чего даль-нейшее усиление вооружённых сил являлось невозможным. Организация резервных войск, принятая на Секретном совещании 1873 года, определившая назначение этих войск лишь для несения тыловой службы, обнаружила свою полную несостоятельность. В вооружении армии также имелись серьёзные дефекты. Преобла-дающее большинство пехотных дивизий было вооружено винтовками системы Крнка, обладавшими недостаточной дальностью действия, а также плохой экстракцией. Полевая артиллерия вовсе не имела на воо-ружении дальнобойных орудий. Почти полное отсутствие на вооружении кавалерии огнестрельного оружия, а также игнорирование ею действий в пешем строю значительно снижало боевые качества кавалерийских частей. Наконец, война обнаружила слабое взаимодействие отдельных ро-дов оружия, что явилось результатом отсутствия в мирное время армей-ских корпусов, сформированных лишь в период мобилизации. В результате опыта войны в первые годы по её окончании был произведён в армии ряд дальнейших преобразований: изменена организация резервных войск, пересмотрены строевые уставы, осуществлено вооружение полевой артиллерии дальнобойными орудиями, а также закончено снабжение пехоты винтовками, так называемой системы Бердана. Однако опыт войны всё же учтён полностью не был. Таковы результаты исследования вопроса о состоянии русской ар-мии в период 1860 - 1870 годов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории Российского го-сударства (XIX - начало XX века): опыт и уроки. Выпуск 3. М.,19942. Зайончковский. Военные реформы 1860 - 1870 годов в России. М.: МГУ, 1952

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<