Урок обобщения и систематизации знаний




Скачать 108.08 Kb.
НазваниеУрок обобщения и систематизации знаний
Дата публикации27.04.2013
Размер108.08 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Военное дело > Урок

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ

Урок изучения нового материала

Урок применения и совершенст- вования знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Комбиниро- ванные уроки

Контрольные уроки

Урок-лекция. Урок-беседа. Урок-рассказ. Урок-решение познава-
тельных задач.                Урок теоретическое исследование. Лабораторная работа.
Урок-дискуссия. Киноурок с анализом.

Лабораторно-
практические работы.
Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ.
Урок-деловая игра.
Урок-консуль-
тация
.

Урок-лекция. 
Урок-дискуссия. Урок-конферен-
ция. 
Киноурок с анализом.
Урок-семинар.
Урок-деловая игра.

Сочетание различных типов  урока. 
Комбиниро-
ванный 
урок
.

Письменная контрольная работа. Устный опрос. Письменный опрос.
Урок- зачет.
Урок- викторина.  Урок-соревно-
вание.
Урок-взаимо-
контроля.
Урок-смотр знаний.
^

Структурный анализ урока


I этап: организационный.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Результаты: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся.

Рекомендации: систематичность оргмомента, последовательность проявления требований, собранность, сдержанность, требовательность самого учителя.

^ II этап: проверка д/з.

Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/3 всеми учащимися.

Результаты: возможность учителя за 5-7 мин. установить уровень знаний у большинства учащихся. Возможность в ходе проверки д/з скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.

Рекомендации: использование системы приемов которые позволяют опросить возможность выполнения д/з большинством учащихся, оперативность учителя.

^ III этап: всесторонняя проверка знаний.

Задачи: глубоко проверить знания отдельных учащихся. Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладении рациональными приемами учения и самообразования.

Результат: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Рекомендации: использование самых различных методов проверки знаний(фронтальная беседа, тестовая проверка) постановка дополнительных вопросов, которые проверяли бы прочность знаний, создание при опросе нестандартных ситуаций (пусть звучит вопрос "Почему?"

^ IV этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала.

Задача; организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Результат: активная познавательная деятельность на следующем этапе.

Рекомендации: оценка значимости для учащихся нового материала, умение показать чему учащихся должны научиться в ходе урока, умение четко однозначно определить образ. Цель урока, фиксацию этого в поурочном плане.

^ V этап: усвоение новых знаний.

Задачи: дать учащимся конкретное представление об изучаемом, основной идеи изучаемого вопроса добиться от них осознания. Первичного обобщения и систематизация новых знаний, усвоения учащихся способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Результат: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельные работы учащихся в сочетании с беседой, использование компьютерной техники, показателем эффективности усвоения учащихся является правильность ответов, действий в процессе беседы, активное участие всего класса в подведении итогов работы, а также качество знаний учащихся на последних этапах обучения.

Рекомендации: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, восприятие отличительных признаков; вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта, использование приемов мышления, самостоятельная работа с книгой, использование наглядности, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащихся учебной проблемы, создание проблемной ситуации; постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, словарная работа.

^ VI этап: проверка понимания учащимися нового материала.

Задачи: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности нового материала большинством средних и слабых учащихся.

Рекомендации: постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуация, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение. Учет дополнительных вопросов со стороны учащихся для выяснения пробелов в знаниях

^ VII этап: закрепление нового материала.

Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их, активность учащихся.

Рекомендации: овладение рациональными методами и приемами контроля за знаниями, умениями, учащихся.

^ VIII этап: информация о д/з, инструктаж по его выполнения.

Задачи: сообщить о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Результат: правильное выполнение д/з всеми учащихся.

Рекомендации: проводить этап в границах урока, включать в состав д/з познавательные задачи, вопросы; дифференцировать подход к отбору материала для д/з.

^ Самоаналіз уроку

Питання самооцінюванин

1.Яке місце даного уроку в темі, розділі, курсі?

Як пов'язаний з попередніми, на що в них спирається?



Як цей урок працює на наступні уроки, теми, розділи?



У чому специфіка цього уроку?



Який його тип?

2.Дайте характеристику реальних навчальних можливостей учнів класу.

Які групи учнів за рівнем навчальних можливостей виокремлюєте в даному класі?



Які особливості організації роботи цих груп було враховано час планування уроку?



На яких етапах уроку планували роботу з урахуванням навчальних можливостей учнів?



Що із запланованого Вами працювало на результат?

З.Чому вчителем були обрані саме дана технологія, метода, прийоми?

Що із запланованого Вами спрацювало на результат?



Якими принципами відбору технології, методів, прийомів керувався вчитель, готуючись до уроку?



На яких етапах уроку Ви планували впровадження даної технології, методів, прийомів?

4. Які завдання Ви вирішували на уроці: навчальні, виховні, розвивальні?

Чи було забезпечено їх комплекс, взаємозв'язок?



Які завдання були головними, стрижневими?



Як враховано у завданнях класу його особливості, особливості окремих груп школярів?



Які завдання з розвитку культур гімназиста (відповідно до моделі випускника) Ви планували? Рівень реалізації.

5.Яким чином Ви акцентували увагу учнів на головному в навчальному матеріалі?

Чи раціонально визначено місце на уроці для опитування, вивчення нового матеріалу, закріплення вивченого тощо?



Чи раціонально розподілено час, відведений на всі етапи уроку



Чи було забезпечено їх комплекс, взаємозв'язок?

6. Яким чином Ви акцентували увагу учнів на головному в навчальному матеріалі?

Чи були логічні зв'язки між етапами уроку?



На чому (на яких поняттях, положеннях, фактах) акцентувала увагу і чому?



Чи визначено головне, істотне в уроці?

7. Яке поєднання форм навчання Ви обрали для розкриття нового матеріалу або застосування, закріплення вивченого і чому?

Чи перевірено рівень засвоєння учнями головного, найважливішого матеріалу, вивченого протягом уроку?



Чи необхідний диференційований підхід до учнів даного клас даному уроці під час вивчення нової теми? Як він здійснюється, чому саме так?

8. Як було організовано кон­троль за засвоєнням знань, умінь і навичок?

У яких формах і якими методами, прийомами здійснюється контроль? Чому саме такими? Чи враховано диференційований підхід, індивідуальний підхід до організації контролю? Результативність контролю

9. Як Ви використали можливість навчального кабінету?

Які технічні засоби, наочність, роздатковий матеріал, тощо використовував учитель? Доцільність, результативність.

10. Як Ви забезпечували високу працездатність школярів протягом усього уроку?

Які мотиваційні чинники використовував учитель протягом уроку?

11. Яким чином на уроці Ви

Як було реалізовано виховний вплив особистості вчителя?

підтримуєте хорошу психологічну атмосферу

Чи використовували Ви технологію створення ситуацій успіху, реакційну технологію, технологію людино творення0

спілкування?

Результативність даної роботи.

12. Чи вдалося повністю

Якщо не вдалося, то які й чому?

реалізувати всі поставлені завдання?

Коли вчитель планує виконати нереалізоване?

Які запасні методичні «ходи» було продумано в разі непередбаченої ситуації?

Чи задоволений сам учитель результатами учнів на уроці?

Чи задоволений учитель результатами своєї діяльності на уроці?

Висновки:



Методика анализа урока от его конечного результата

Конечний результат урока єсть связь настоящего с прошльїм. Но прежде чем вести речь об алгоритме анализа через его результат, посмотрим, каким образом можно собрать информацию для зтого анализа.

Практика внутришкольного управлення накопила немало приемов такого сбора.

1. Проведение в конце урока, по договоренности с учителем, кратковременньїх контрольньгх
работ, в том числе и программированньїх.


2. Осуществление краткого опроса ряда учеников в конце урока с тем, чтобьі при
минимальном числе опрошенньїх получить достаточно конкретную оценку их знаний,
полученньїх на уроке.


3. Специальное контрольное посещение последующего урока. Организация на нем беглого
опроса учеников с тем, чтобьі проверить общий результат работьі не только на уроке, но и по
вьшолнению домашнего задания. Ведь конечний результат урока наиболее ярко вьіражается в
качестве вьшолнения домашнего задания.


4. Проведение контрольньгх лабораторних работ, на которьгх проверяются умения
школьников пользоваться основньїми умения ми, навиками, приборами и т. д.


5: Ценную информацию о результативносте урока может дать ознакомление с ученическими тетрадями, в которьгх оформляются домапшие задания и классньїе упражнения.

  1. В ряде случаев возможньї индивидуальньїе собеседования с учениками после урока для того, чтобьі глубже разобраться в уровне их знаний, умений и навьїков, полученньїх йми на уроке.

  2. При оценке развивающего влияния урока решающее значение принадлежит наблюдению за тем, как реагируют ученики на создание учителем ситуации змоциональних переживаний, за уровнем виймання, за уровнем самостоятельности их мьіслительной деятельности, за самостоятельньїм подходом к добьіванию знаний, за уровнем их включенности в учебную деятельность и т. д.

  3. Проведение специальньгх контрольньгх устньгх и письменних работ, индивидуальньгх собеседований с учениками, направленньгх на проверку уровня сформированности их общеучебньгх навьїков и умений.

  4. Наблюдение за характером учебной деятельности учащихся на уроке (товарищеская взаимопомощь, умение работать в индивидуальном режиме, коллективизм, реакция на замечания и поощрения учителя, умение работать в диалоге, отстаивать свою точку зрения).

10. Постановка в ходе урока учащихся в специальнне ситуации, в которнх им необходимо
проявить уровень своего развития, самостоятельности, воспитанности и т. п.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"
Открытый урок в 5 классе "Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний
Оборудование урока: фотографии и иллюстрации с изображением г. Харькова, вырезанные из картона буквы, «маршрутные листы» для путешествия,...

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, общих свойств...

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок систематизации и обобщению знаний. Цели урока
Урок по теме «Млекопитающие —наиболее высокоорганизованные позвоночные животные»

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации
Цель: Отработка и обговаривание навыков дискуссии в малой группе, усовершенствование умения ребят аргументировать свою мысль

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок по математики и физике
«Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации...

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: Урок повторения и обобщения по теме «Электрический ток в различных средах»
Показать практическую значимость знаний по данной теме в промышленности и технике

Урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения, систематизации и повторения по теме «Африка»
Ить класс методом жеребьёвки на 4-5 команд (в команде не более 5 чел.). Посовещавшись, команды должны выбрать капитана и название...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<