Сборник статей Составитель




НазваниеСборник статей Составитель
страница1/13
Дата публикации10.09.2013
Размер1.99 Mb.
ТипСборник статей
uchebilka.ru > Военное дело > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС

Сборник статей
Составитель

Т. И. ЕРЁМИНА


От составителя
Материалы данного сборника посвящены проблеме социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных из армии.

Проблема социально-психологической адаптации бывших военнослужащих становится все более актуальной в связи с продолжающимися массовыми сокращениями в вооруженных силах. Высвободившаяся в результате таких сокращений «армия» бывших военнослужащих уже сегодня представляет собой огромный потенциал, играющий значительную роль в обществе в целом и в экономике в частности. Интерес к армии возрастает и в связи с участием Вооруженных Сил России в боевых действиях, и в связи с выводом российских войск из других стран.

Следует отметить, что проблема социальной адаптации военнослужащих, уволенных из армии, является комплексной. Она включает вопросы психологического самочувствия бывших военнослужащих в повседневной жизни, проблемы, возникающие в семьях после увольнения главы семьи из армии, вопросы переобучения и трудоустройства офицеров запаса. Осветить весь комплекс вопросов достаточно сложно. Однако собрать некоторые материалы по указанной проблеме, появившиеся в последнее время, и вынести их на суд читателей вполне реально, что мы и попытались сделать.

Материалы, представленные в данном сборнике, относятся к 1997–2000 годам, отражают динамику взглядов на данную проблему и основные направления ее решения. Рассмотрение проблемы идет от общего к частному: от постановки вопроса о необходимости формирования общегосударственной концепции социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных из армии, через теоретический анализ вопросов, касающихся данной проблематики, к конкретным примерам (попыткам) реализации на практике концепции социальной адаптации военнослужащих.

В сборнике приводятся первоисточники, при этом часть материалов была подвергнута некоторому сокращению в связи с излишней детализацией. В списке литературы указываются и не вошедшие в данный сборник материалы, посвященные вопросам социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных из армии.

В настоящее время большие информационные возможности предоставляет Интернет. С его помощью можно не только приобщиться к опыту коллег, но и самим разместить свои материалы на определенных сайтах. Поэтому в данном сборнике приводятся материалы с электронной странички сайта САВ (социальная адаптация военнослужащих). В них, помимо обозрения основных вопросов по проблеме социальной адаптации военнослужащих, уволенных из армии, предлагаются конкретные меры по созданию единой системы САВ и подводятся итоги первых попыток разных организаций реализовать указанные принципы на практике. В сборнике приводится перечень организаций, занимающихся указанной проблемой. Указывается и электронный адрес сайта САВ для того, чтобы все желающие смогли обратиться к постоянно обновляющейся на сайте информации по проблеме социальной адаптации бывших военнослужащих.

Хотелось бы, чтобы собранные материалы способствовали координации усилий различных организаций, занимающихся проблемами бывших военных.

Надеемся, что эти материалы помогут не только расширить кругозор наших читателей, но и глубже вникнуть в проблему социально-психологической адаптации бывших военнослужащих к условиям гражданской жизни.
В сборнике использованы следующие материалы:

  1. Липский И. Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество. 1999. № 1.

  2. Зубков С., Панов А. Формирование государственно-общественной системы адаптации военнослужащих запаса // Духовное наследие. 1998. № 6. Электр. адрес: http://www.nasledie.ru/oboz/N06_98/INDEX.HTM

  3. Семенец Н. Интеграция военнослужащих // Человеческие ресурсы. 1999. № 4.

  4. Чепляев В. Социальная адаптация военнослужащих // Человеческие ресурсы. 1999. № 1–2.

  5. Федоров Н.Ю. Социальные возможности кадровых военнослужащих запаса и проблема их реализации (по результатам социологических исследований 1993–1998 гг.) // Социальная адаптация. 2000. № 2 .

  6. Осухова Н.Г. Жизнь после армии: психологические проблемы адаптации // Армия и общество. 1999. № 3.

  7. Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 1998. № 2.

  8. Цыганков A.M. Особенности работы по переподготовке военнослужащих в текущем году: Тезисы выступления на совещании в ГУК МО РФ по подведению итогов работы за январь – февраль 2000 г. Москва, 1 марта 2000 г. Электр. адрес: http://www.exmilitary. ru./exmilitary.htn

  9. Шишкин Ю.Н. Военный интеллект и предпринимательство // Социальная адаптация. 2000. № 3–4.

  10. Павлов Ю. Проблемы социальной реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Тверской области // Армия и общество. 1999. № 1.

  11. Булгаков А.В. Социально-психологическая помощь офицерам расформируемых экипажей кораблей ВМФ // Армия и общество. 1999. № 3.

  12. Суглобов Н. Не надо грустить, господа офицеры... Вам предлагается нормальная жизнь на «гражданке» // Известия. 1999. 2 марта. № 36 (25381).

  13. Бобровск С. Каждый прапорщик мечтает дослужиться до бизнесмена, но не каждый знает, как это сделать // Новые известия. 2000. 19 янв.

Глава 1

^ К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

УВОЛЕННЫХ ИЗ АРМИИ

И. Липский,

академик Академии акмеологических наук,

доктор педагогических наук
^ Военно-социальная работа на уровне человека

(печатается с сокращениями)
Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование вооруженных сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономиче-ских условиях, – с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По прогнозам специалистов, это положение будет значительно ухудшаться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительств, его создавших и не принимающих мер по ликвидации проблем.

Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер: по изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего. Эти меры должны осуществляться на нескольких уровнях.

Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение социальной ситуации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и в вооруженных силах; прогнозирование возможных их изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди которых важное место принадлежит военнослужащим и членам их семей; целеполагание в развитии социальной сферы жизни общества и вооруженных сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с экономическими возможностями общества на том или ином этапе его развития; формирование имиджа военнослужащего как высокопрофессионального специалиста и соответствующего отношения к нему со стороны общества и др.

Концептуально-политический уровень решения социальных проблем предполагает выработку социальной политики по удовлетворению жизненных интересов граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Социальная политика в отношении вооруженных сил может рассматриваться и как совокупность приоритетов в развитии их социальной сферы, и как совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем данных категорий населения на конкретном этапе развития общества. В настоящее время приоритет в формировании и реализации социальной политики в отношении вооруженных сил принадлежит государству, не имеющему, однако, для этих целей достаточных средств.

Общественно-гражданский уровень предполагает участие в формировании и реализации социальной политики в отношении вооруженных сил негосударственных, общественных объединений и коммерческих структур. В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной сферы армии и флота, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в воинской среде. Логично предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении армии будет способствовать более качественному решению социальных проблем бывших военнослужащих и членов их семей.

В наиболее общем виде некоторые из этих проблем обозначены в Концепции социальной защиты военнослужащих Российской Федерации на рубеже 2000 года, на базе которой разработан проект государственной программы по социальной защите военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в 1996–2000 годах.

Нормативно-юридический уровень решения этих проблем предусматривает обеспечение социально-правовой защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. При этом под социально-правовой защитой понимается система социальных гарантий (а также деятельность по их разработке, законодательному закреплению и реализации), обеспечивающих минимально достаточные условия жизни. Эти социальные гарантии составляют часть общего законодательства страны в социальной сфере.

Военно-практический уровень решения социальных проблем бывших военнослужащих и членов их семей предполагает формирование системы социальной работы с данной категорией.

Социальная работа в военной сфере заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. При этом удовлетворение тех социальных потребностей, которые обеспечивают минимально достаточные условия жизни, относится к социальной защите. Периодическое удовлетворение социальных потребностей относится к сфере социальной поддержки. Реализация установленных государством гарантий удовлетворения социальных потребностей широкого круга лиц, имеющих на это право, относится к социальному обеспечению. Удовлетворение социальных потребностей лиц путем предоставления им социальных услуг широкого спектра может быть охарактеризовано как социальное обслуживание.

Совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей бывших военнослужащих, называется социальной работой с лицами, уволенными с военной службы. Эта работа должна проводиться в основном по месту жительства бывших военнослужащих (в военных городках, местах их компактного проживания в населенных пунктах). Социальная работа призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, то есть своевременное включение бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.

Совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение социальных потребностей семей граждан, уволенных с военной службы, называется социальной работой с членами семей военнослужащих. Полный учет и удовлетворение всего комплекса потребностей человека возможны только с опорой на семью; поэтому ядро социальной работы с бывшим военнослужащим составляет работа с семьей. Только активное участие членов семьи в разрешении своих проблем совместно с конкретным специалистом соответствующей службы социальной работы способствует активному развитию и человека, и воинского социума, и механизмов их взаимодействия. Работа с членами семей военнослужащих проводится по месту жительства военнослужащих в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз, однако она практически не ведется в местах компактного проживания семей военнослужащих в крупных населенных пунктах.

Одной из важных составляющих социальной работы является адаптация военнослужащих, уволенных из армии, к гражданской среде. Однако в настоящее время в военных организациях не существует в достаточном количестве специализированных служб социальной адаптации. Такие службы создаются пока в рамках отдельных негосударственных объединений, ассоциаций и фондов. Отсутствует также и подготовка в военно-учебных заведениях профильных специалистов военно-социальной работы, ориентированных на разрешение проблем социальной адаптации ее клиентов.

Другой важной составляющей социальной работы является социальная реабилитация военнослужащих запаса. Институтами этой сферы могут быть различные медицинские, психологические и психотерапевтические, воспитательные и образовательные, правовые, культурно-досуговые и спортивные организации и учреждения. Существенным условием их деятельности также является обеспеченность профессионально подготовленными кадрами. Данная функция военно-социальной работы может реализовываться в отношении военнослужащих с несоциализированным и девиантным поведением, семей военнослужащих, имеющих неблагоприятную, негативную динамику развития; военнослужащих и членов их семей, получивших психотравмирующие воздействия военной или гражданской службы и т.п. Деятельность институтов и специализированных служб данной сферы, реализующих реабилитационную функцию, также должна быть в значительной мере ориентирована на профилактику, своевременное предупреждение социальных отклонений и факторов, их формирующих. Важным условием успешности социальной реабилитации является наличие и соответствующая организация деятельности специалистов соответствующего профиля, перечень и количество которых определяется диагностико-прогностическими службами в зависимости от потребностей того или иного воинского социума.

Важным направлением деятельности в данной сфере является создание специализированных служб социальной работы в воинской среде; объединение их в единую инфраструктуру социальной службы медико-психолого-педагогического характера; организация в конкретном воинском социуме субординационно-координационных связей государственных, ведомственных и общественных служб социальной работы; привлечение к ней потенциала общественных организаций.

В социальной работе с бывшими военнослужащими и членами их семей необходимо придерживаться принципа интеграции, который означает:

а) объединение усилий различных вертикальных (ведомственных) структур военно-социальной работы (медицинской, экономической, психологической, культурно-досуговой и др.) на удовлетворении социальных потребностей лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей непосредственно в их социуме, то есть в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне или месте компактного их проживания в населенных пунктах;

б) интеграцию межведомственных и дифференцированных (специализированных) служб военно-социальной работы в комплексные социальные службы (центры) в конкретных воинских организациях, на территориях и в населенных пунктах;

в) обеспечение многопрофильности и взаимодополняемости в деятельности структур (служб) социальной работы с бывшими военнослужащими и членами их семей в населенном пункте по месту их жительства;

г) формирование структуры социальной работы как социальной службы медико-психолого-педагогического характера, решающей все основные социальные проблемы на уровне конкретного клиента и его семьи по месту жительства.

Дифференциация служб социальной работы, характерная для прошлых лет, устарела. В настоящее время целесообразно создание комплексной социальной службы, объединяющей усилия различных профильных служб социальной работы. Медико-психолого-педагогический характер социальной службы (центра) предполагает сосредоточение усилий военно-социальных работников, психологов и медиков на приоритетном развитии медицинской, психологической и педагогической служб социальной работы в широком спектре оказываемых ими услуг в соответствии с запросами бывших военнослужащих.

^ С. Зубков,

кандидат социологических наук

А. Панов,

кандидат исторических наук, подполковник запаса
Формирование государственно-общественной системы

адаптации военнослужащих запаса
Среди проблем реформы российской армии особо можно выделить адаптацию военнослужащих запаса и членов их семей, включающую в себя профессиональную ориентацию, трудоустройство, социально-правовую и морально-психологическую поддержку, обеспечение жильем. Все это выступает одним из серьезных факторов социально-политической стабильности в нашем обществе.

Нужно признать, что со стороны центральных и региональных властей уделяется некоторое внимание проблемам адаптации офицеров запаса и делаются определенные шаги для их решения. Однако предпринимаемые меры не могут снять остроту социально-экономических проблем бывших офицеров и прапорщиков.

Примером тому является рост недовольства проводимыми реформами среди военнослужащих, что в частности привело к формированию широкого народного движения в поддержку армии, возглавляемого Л.Рохлиным.

Формирование государственной системы адаптации военнослужащих запаса можно было бы выделить в качестве самостоятельного направления реформы российской армии.

Данный вопрос постоянно обсуждается в военных изданиях. Государственная Дума ФС РФ приступила к обсуждению законопроекта «Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих – участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций».

Можно сформулировать ряд задач по формированию системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей.

Первый комплекс задач связан с совершенствованием нормативно-правовой базы функционирования системы. Для этого было бы целесообразно подготовить и принять федеральный закон об основах государственной системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей. Данный закон стал бы важным элементом правового механизма социальной защиты военнослужащих, без которого он пока что малоэффективен.

В законе можно было бы:

  • сформулировать юридическое определение понятия адаптации военнослужащих запаса и членов их семей;

  • определить ее цели, задачи, место в системе социальной защиты военнослужащих;

  • закрепить правовой статус государственных и общественных органов, призванных решать задачи адаптации, а также правовой механизм регулирования их отношений с гражданами и между собой.

При определении правового статуса ветеранских организаций они могли бы обращаться в представительные и исполнительные органы власти, муниципальные службы с проектами решений по улучшению социально-экономического положения военнослужащих запаса. Также следовало бы предусмотреть меры поддержки этих структур со стороны государства.

Второй комплекс задач – это формирование организационной основы системы на местном уровне. Здесь необходимо создание при службах занятости центров и отделов по работе с военнослужащими, уволенными в запас, и членами их семей.

В качестве главных направлений деятельности образованных при службах занятости центров и отделов по работе с военнослужащими запаса могли бы являться следующие:

  • анализ ситуации в области переподготовки и трудоустройства офицеров запаса, разработка форм и методов работы с военнослужащими;

  • информирование населения, работодателей, учебных заведений по вопросам адаптации военнослужащих;

  • организация сотрудничества с ветеранскими организациями;

  • заключение договоров с учебными центрами по переобучению офицеров запаса и финансирование учебного процесса;

  • контроль за качеством преподавания;

  • направление военнослужащих и членов их семей в учебные центры по переподготовке специалистов;

  • разработка программ развития малого и среднего предпринимательства с привлечением военнослужащих к реализации этих программ;

  • разработка программ создания новых рабочих мест для военнослужащих запаса и членов их семей и организация сотрудничества с предприятиями и фирмами по их реализации.

Важной задачей создания государственной системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей является формирование элементов обеспечения профессиональной адаптации (информационного, методического, технического, кадрового). Остановимся на некоторых из них.

Механизмом информационного обеспечения является мониторинг, который представляет собой систему наблюдения, оценки, прогноза процесса профессиональной адаптации бывших военных к условиям гражданской жизни. Создание и осуществление мониторинга предполагает:

  • разработку показателей, отражающих основные аспекты проблемы профессиональной адаптации военнослужащих запаса и деятельности по их регулированию;

  • сбор информации о процессе профессиональной адаптации, системный анализ и выявление причин, обусловливающих его развитие;

  • обеспечение информацией органов, участвующих в решении проблем профессиональной адаптации;

  • выдача прогнозов, подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций развития процесса профессиональной адаптации;

  • доведение прогнозов и рекомендаций до органов власти.

Формирование информационного процесса профессиональной адаптации возможно на базе внедрения компьютерной технологии, что в свою очередь требует:

  • оснащения центров по работе с военнослужащими и членами их семей современной компьютерной техникой;

  • создания и тиражирования компьютерных программ, содержащих информацию о действующем законодательстве в области социальной защиты военнослужащих, практические советы и рекомендации по применению нормативных актов, а также базы данных по вопросам переобучения и трудоустройства;

  • организации обучения работников служб занятости методам использования компьютерной технологии.

Задача кадрового обеспечения имеет следующие аспекты:

  • подбор для работы с бывшими военнослужащими лиц, имеющих солидный офицерский стаж и владеющих основами социальной защиты;

  • стимулирование работы квалифицированных юристов, связанных с вопросами социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.

Целый ряд задач формирования системы адаптации военнослужащих запаса связан с решением проблемы профессиональной адаптации в военных гарнизонах. Прежде всего к ним относятся:

  • разработка и осуществление программ создания дополнительных рабочих мест для военных пенсионеров и членов их семей;

  • организация работы по переобучению военнослужащих, увольняющихся в запас.

Создание дополнительных рабочих мест в военных гарнизонах открывает возможность использования надомного труда, индивидуальной трудовой деятельности. Роль военно-силовых ведомств заключается в обеспечении сырьем лиц, занимающихся надомным трудом, индивидуальной трудовой деятельностью, в предоставлении помещений под склады, земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Нужно также использовать заинтересованность предпринимательских структур в деловом сотрудничестве с армейскими частями. Она состоит в том, чтобы ввести в коммерческий оборот значительную часть ресурсов, которые принадлежат вооруженным силам, но ими не используются. К таким ресурсам относится немалое количество земель, площадей, сооружений, подъездных железнодорожных путей и т. д. Их участие в осуществлении программ создания рабочих мест в военных городках должно быть регламентировано законодательством. В законе следует закрепить правовые гарантии того, что деловое сотрудничество армейских подразделений с предпринимательскими структурами не нанесет вред национальной безопасности РФ. Порядок имущественных отношений должен строиться на договорной основе, с обязательной уплатой коммерческими фирмами арендной платы, которая должна поступать на специальные счета Минобороны и расходоваться потом на нужды ВС под соответствующим государственным контролем. В законе также должны содержаться нормы, запрещающие, с одной стороны, командованию воинских частей заниматься коммерческой деятельностью, с другой – привлекать личный состав к выполнению работ по поручению коммерческих структур. Запрет следует подкрепить правовыми санкциями, включающими должностную ответственность командования воинских частей, имущественную ответственность руководства коммерческих фирм. Кроме того, в законе должны быть закреплены гарантии соблюдения имущественных прав коммерческих структур, их право на самостоятельное ведение дел, которые предусмотрены договором.

Задача организации работы в военных городках по профессиональному переобучению военнослужащих, увольняемых в запас, заключается в освоении офицерами по социальной работе в войсках передового опыта и в эффективном его применении.

Среди принципов, которые могут быть положены в основу эффективного решения задач профессиональной адаптации военнослужащих запаса и членов их семей, на первый план можно было поставить требования формирования системы адаптации военнослужащих запаса как государственно-общественной системы. Это предполагает создание условий для плодотворного сотрудничества при решении ее задач государственными органами и такими структурами, как ветеранские организации, учебные заведения, коммерческие фирмы и акционерные общества.

Можно определить ряд направлений сотрудничества:

  • использование опыта негосударственных структур при выработке эффективных форм и методов работы с военнослужащими запаса;

  • привлечение этих структур к реализации конкретных мероприятий;

  • оказание государственной поддержки общественным формированиям, осуществляющим работы по профессиональной адаптации военнослужащих запаса и членов их семей.

Анализ деятельности негосударственных структур позволяет сделать вывод о значительном потенциале, которым они располагают, для решения задач адаптации офицеров и прапорщиков. Примером результативности их работы может служить деятельность Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС по реализации программы переподготовки военнослужащих запаса и членов их семей «Демос» (демилитаризация, образование, сотрудничество), которая с июня 1995 года находится под патронатом Комитета Государственной Думы РФ по обороне. За пять лет дипломы об окончании курса программы «Демос» получили более 450 военнослужащих запаса и членов их семей. Все они были обеспечены высокооплачиваемыми рабочими местами в коммерческих фирмах, государственных организациях и учреждениях.

В основу разработки программы «Демос» закладывались принципы системности и комплексности, самоокупаемости, благотворительности, ориентации на офицерскую сплоченность и взаимоподдержку. В качестве главной цели рассматривалась не только передача офицерам запаса в процессе обучения знаний и навыков, но также их трудоустройство, дающее гарантию высокого и стабильного заработка, возможность реализовать накопленный творческий потенциал личности.

С самого начала программа финансируется из средств организаций-работодателей, учреждений, направляющих офицеров запаса и членов их семей на переподготовку и из их собственных средств. При этом, как показывает опыт осуществления программы, использовать принцип самоокупаемости можно при определенных условиях: формирование банка данных о квалифицированных преподавателях, система связей с коммерческими фирмами, с федеральными и региональными СМИ, с зарубежными фирмами и организациями, система связей с государственными органами, ответственными за переподготовку военнослужащих, а также нуждающимися в квалифицированных кадрах.

По инициативе выпускников программы создана Региональная общественная организация офицеров «Демос», учрежденная в начале 1996 года. Ее главной уставной целью является объединение усилий бывших военнослужащих, общественных и иных организаций, всех граждан для содействия переподготовке и трудоустройству, развитию цивилизованных рыночных отношений, осуществлению реформ, направленных на благо российского общества.

В области профориентации и трудоустройства военнослужащих запаса известна деятельность негосударственной компании «Стратегия». Эта организация была создана по инициативе Московского городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Московского городского Союза ветеранов ВС (военных пенсионеров).

За время работы компании начиная с мая 1996 года ее услугами воспользовались около 2 тыс. человек. Деятельность компании «Стратегия» получила одобрение в Администрации Президента РФ, Государственной и Московской думах, Министерстве труда РФ. Для координации вопросов трудоустройства и переподготовки офицеров запаса, проживающих в столице, Постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 1996 года № 977 на базе компании «Стратегия» организован Московский центр занятости военнослужащих запаса.

В области профориентации и трудоустройства военнослужащих запаса известна также деятельность Кадрового центра Союза ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов. Руководитель центра полковник запаса, кандидат исторических наук Б.И.Воронков.

В мае 1996 года Союз ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов отметил пятилетие работы по программе трудоустройства военнослужащих запаса и членов их семей. За это время более 4 тыс. военных получили возможность плодотворно трудиться в гражданских условиях. Решением Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 17 июня 1995 года Союз ветеранов ВС и ПО включен официальным соисполнителем федеральных программ переподготовки и трудоустройства военнослужащих запаса.

Услугами союза по подбору кадров пользуются правительственные структуры, департаменты, комитеты, префектуры, инспекции, таможенные органы, другие государственные организации, а также различные коммерческие структуры (банки, страховые компании, торговые дома, представительства зарубежных компаний, промышленные предприятия и т.д.). Трудоустройство осуществляется бесплатно.

В заключение следует отметить, что круг вопросов по проблеме адаптации военнослужащих запаса и членов их семей значительно шире. Можно назвать такие актуальные проблемы, как формирование и осуществление федеральных и региональных программ обеспечения жильем военнослужащих запаса, медицинская и психологическая реабилитация участников боевых действий, инвалидов.

^ Н. Семенец,

председатель комитета Саратовской областной думы,

кандидат социологических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник статей Составитель iconА. М. Дерибас Сборник статей и публикаций
Дом князя Гагарина ”: Сборник статей и публикаций/Одесский государственный литературный музей. Вып. Одесса:,1997. с

Сборник статей Составитель iconСборник статей американських и украинских теоретиков
Социологическая теория сегодня. Сборник статей американських и украинских теоретиков / Под ред. В. Танчера // Национальная академия...

Сборник статей Составитель iconСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17...

Сборник статей Составитель iconОбложка уда универсальная дезинтеграторная активация сборник научных статей
Уда. Универсальная дезинтеграторная активация. Сборник научных статей (1980 год, 112 страниц, 2000 экземпляров)

Сборник статей Составитель iconСборник статей участников планируется издать до проведения круглого...
Антропология права: философское и юридическое измерения (состояние, проблемы, перспективы)”

Сборник статей Составитель iconПравила представления рукописей статей в сборник научных трудов Донецкого...
Для публикации в сборнике подаются статьи, отражающие новые теоретические и практические результаты исследований в области машиностроения...

Сборник статей Составитель iconТребования к оформлению статей в Сборник научних трудов Полтнту
«Сборник научних трудов. Серия: отраслевое машиностроение, строительство» принимает в печать написанные специально для него оригинальные...

Сборник статей Составитель iconПравила оформления статей в межведомственный тематический научный...
Межведомственный тематический научный сборник «Ветеринарная медицина» включен в перечень специализированных изданий вак украины,...

Сборник статей Составитель icon-
Баскин Ю. А. История правовых политических учений: Сборник статей. Спб: Познание, 2000. – 254 с

Сборник статей Составитель icon-
Опубликовано в "Мальчики и девочки: реалии социализации. Сборник статей". – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. – 373 с....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<